Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

немцев, что советское правительство хочет создать комиссию в Москве для обсуждения политических и экономических отношений между двумя страна­ ми. 16 мая Ленин принял посла Мирбаха. В ходе беседы был обсуждён ши­ рокий круг вопросов советско-германских отношений, в том числе положение на Мурмане и отношения Советской России с Финляндией. Глава Совнаркома подчеркнул стремление ускорить заключение мирного договора с Германией. Согласно отчёта графа Мирбаха канцлеру Германии об этой встрече, Ленин настаивал на урегулировании сложных вопросов, указывая, что существу­ ющее положение не может продолжаться, и, намекая, что в ином случае он, возможно, будет вынужден обратиться к другим державам. Одновременно он стремился показать всю затруднительность собственного положения988. Об этом же свидетельствует, например, обмен письмами между Наркома­ том по иностранным делам, Морским Генштабом и Мурманском о численнос­ ти англичан на Мурмане. Дело в том, что германское посольство утверждало, что в Мурманском крае находится 35 тысяч англичан, и 14 поездов с ними дви­ жется на юг, а в Печенге стоят три английских судна и 800 человек располага­ ется на берегу. Ответы, полученные НКИД из Мурманска и Морского Геншта­ ба, гласили, что в Мурманском порту находятся линкор «Глори», французский крейсер «Адмирал Об» и американский крейсер «Олимпия», а в самом Мур­ манске есть небольшой десант и несколько сот англичан и французов, которые располагаются вдоль Мурманской железной дороги для её охраны от белофин­ нов989. К дискуссии о том, сколько союзных солдат находилось на Мурмане вес­ ной 1918 года, ещё вернёмся в дальнейшем. 28 мая полпред РСФСР в Германии А.А. Иоффе направил ноту статс- секретарю германского МИД Р. Кюльману. В ней, в частности, указывалось, что германские подводные лодки, действующие на Севере, обрекают на го­ лодную смерть местное поморское население, живущее исключительно лов­ лей рыбы и морской торговлей. Это вызывает у местного населения страшное недовольство против немцев и рост симпатий в сторону Англии, «в которой там видят единственную избавительницу от голодной смерти». В документе подчёркивалось, что «при таком положении вещей и жестоком проведении гер­ манской блокады Российское Правительство бессильно бороться с притязания­ ми англичан у Мурманского побережья и не в силах противодействовать росту ненависти и возмущения против Германии». Далее в ноте указывалось, что приведённые факты находятся в резком про­ тиворечии с германскими заверениями о состоянии мира с Россией и обяза­ тельствами о соблюдении Брестского мирного договора. В документе содер­ жалась просьба о прекращении или, по крайней мере, смягчении германской блокады Мурманского побережья, грозящей голодной смертью всему населе­ нию Севера990. Как следует из телеграммы Ленина и Чичерина в Мурманск 6 июня, гер­ манское правительство заявило, что «нет сомнения в свободе русского торго­ вого мореплавания в случае ухода англичан и их союзников с Мурманского побережья и прилегающего моря»991. Между тем, уже в мае произошёл, по крайней мере, один случай боевого столкновения немецкой подводной лодки с русским военным судном. Он опи­ сан в приказе военно-морского отдела Центромура от 25 мая 1918 года. Траль­ щик «Т-40», конвоировавший судно, был обстрелян немецкой подводной лод­ кой. В ответ командир тральщика открыл ответный огонь, сделав 22 выстрела, 321

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz