Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

В условиях острой нехватки собственных военных кадров на Мурмане развернулся процесс комплектования совместных расчётов береговых батарей и экипажей судов с англичанами и французами или полное укомплектование их последними. По инициативе Мурманского Краесовета произошла передача транспорта-мастерской «Ксения» англичанам за незначительную плату. Это нанесло большой ущерб русскому военному, торговому и рыболовному фло­ ту, лишило русские корабли ремонтной базы и поставило их в зависимость от иностранцев. В результате два русских миноносца были поставлены в мае на ремонт к борту линкора «Глори», а один - к борту «Адмирала Оба». В даль­ нейшем большую часть их экипажей составляли иностранцы, и они оказались фактически во власти бывших союзников, вскоре превратившихся в интер­ вентов982. Осознание этого привело к запоздалым попыткам изменить ситуацию. Так, 4 июня 1918 года последовало телеграфное распоряжение из Архангельска от председателя Целедфлота К.И. Пронского Центромуру о недопустимости комп­ лектования судов и батарей союзными командами. Указывалось, что Целед­ флот принимает все меры к скорейшей доставке моряков для укомплектования судов и что сегодня выехало 34 военных моряка. Батареи предписывалось вре­ менно укомплектовать красноармейцами983. Сложившаяся тревожная ситуация в связи с возобновлением действий не­ мецких подводных лодок в северных русских водах обсуждалась не только на Мурмане, но и в центральных советских ведомствах. В частности, вставал воп­ рос о возможности русских судов вступать в вооруженные столкновения с не­ мецкими подводными лодками. Военные моряки, обсуждая этот вопрос, пони­ мали, что это может привести к осложнениям, ибо это вопрос внешней полити­ ки и толкования Брестского мира, который предусматривал блокаду Северного побережья. В связи с обращениями из Архангельска и Мурманска начальник Морско­ го Генштаба Е.А. Беренс обратился 23 мая в Наркомат по морским делам. Ин­ формируя о сложившейся ситуации в связи с действиями немецких подводных лодок, он указывал, что это ставит под угрозу морские промыслы и погранич­ ную морскую торговлю, каботаж и ведёт к озлоблению местного населения. По Брестскому мирному договору Россия должна была держать военные суда в своих портах, и корабли не имели права выходить в море, чтобы защищать мирные суда. Германия же продолжала считать побережье Северного Ледови­ того океана и всё Белое море входящими в объявленную ей запретную зону, в которой её подводные лодки имели право топить все суда как военные, так и торговые всех национальностей, без всякого предупреждения. Выходить из портов военным судам для защиты своих товарищей-поморов, писал Беренс, являлось нарушением условий Брестского мира, но не разрешать этого было равносильно запрету промыслов и остановке внешней торговли, что обрекало местное население на голод. Поэтому Морской Генштаб просил от наркома указаний, что делать в сло­ жившейся ситуации, тем более, что можно было «ежеминутно ожидать само­ чинных действий на месте». При этом Беренс напоминал, что в своё время, ког­ да заключалось Брестское перемирие, Морской Генштаб заявил в специальной русско-германской комиссии, обсуждавшей условия перемирия на Севере, что считает более выгодным для России остаться здесь в состоянии войны, что и было фактически проведено984. 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz