Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

Веселаго, один из инициаторов учреждения на Мурмане краевого само­ управления, определял его цели следующим образом: польза для краевого населения; возможность создать устойчивое и благоразумное большинство в неизбежном всё равно выборном органе, ибо, только опираясь на него можно было хоть сколько-нибудь обособить край от большевистского влияния цент­ рального Советского правительства и Архангельского губернского «исполко­ ма» и «осуществить естественную эволюцию от «Совдепа» к «Совету» и этим подготовить на Мурмане ячейку для областной организации Северо-Восточ- ной части России, с которой в особенности он экономически связан». По суще­ ству, в последнем изложенном тезисе повторялась идея создания северо-вос- точного областного объединения, с целью учреждения которого проходил уже упоминавшийся ранее съезд представителей небольшевистских организаций в Архангельске в конце декабря 1917 года. Мурманский краевой Совет, вспоминал впоследствии Веселаго, создавался и «для возобновления военной и политической связи России с союзниками», и вовлечения в сферу мурманской политики именно тех местностей, «в пределах которых должно начаться дело спасения союзниками севера и северо-востока страны в их связи с Сибирью от немецкого порабощения»863. В связи с этим следует отметить, что в наказе делегату Мурманского Со­ вета, направляемому на Олонецкий губернский съезд Советов, указывалось на необходимость потребовать создания краевой власти на Мурмане, тем бо­ лее, что Мурманский Совет выполнял и международные функции. Кроме то­ го, этот делегат должен был сообщить, что Мурманский Совет решил созвать съезд из представителей Советов и других демократических организаций об­ ластей, не только географически тяготеющих к Мурманской железной доро­ ге, но и областей, связанных с Мурманским портом экономически, - Западная Сибирь и Восточная Россия. Предлагалось ещё до съезда пополнить исполком Мурманского Совета представителями других Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, находящихся в районе Мурманской железной дороги с правом решающего голоса. Приглашение об этом должно было быть сделано и Олонецкому Совету864. Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что Мурманский Совет фак­ тически вынашивал идею стать головным в зоне Мурманской железной доро­ ги. Но, забегая вперёд, заметим, что реализовать её не удалось, ибо Олонецкий губисполком и Совжелдор, расположенные в Петрозаводске, с подозрением от­ носились к деятельности Мурманского Совета и к его инициативам. Не была осуществлена и идея проведения съезда с участием представителей Западной Сибири и Восточного края. 23 марта Мурманский Совдеп принял постановление о преобразовании в краевой орган путем пополнения представителями железнодорожников, кре­ стьян Кемского и Александровского уездов и Совдепов Мурмана. Делегирова­ ние в состав Краесовета крестьян, людей неопытных в политике, открывало возможности манипулирования ими со стороны противников большевиков. О сложном состоянии дел на Мурмане докладывал пограничный комиссар Л.И. Грохотов в телеграммах, направленных 4 апреля Г.В. Чичерину в Нарко­ мат по иностранным делам и в Морской Генеральный штаб. Он указывал, что в Мурманске помимо Совета существует Народная коллегия и высшая власть принадлежит ей, но не в лице представителя народа, а лишь одного бывше­ го лейтенанта и помощника Кетлинского Веселаго, «не пользующегося ни ма­ 286

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz