Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

системы в стране прежние границы территорий часто разрушались, создава­ лись новые губернии, края, республики. Регионализм был на подъёме, и новые создаваемые административно-территориальные образования призваны были содействовать оптимальному развитию территорий и самореализации местно­ го населения, повышению эффективности управления, развитию экономики, культуры с учетом особенностей каждого региона. Удалённость губернского центра - Архангельска от Мурмана, отсутствие надёжной и оперативной связи и коммуникаций затрудняло управление, меша­ ло оперативно решать возникающие вопросы. Вместе с тем, возрастающее зна­ чение Мурмана в международной и внутренней политике страны, расположе­ ние его по соседству с беспокойной Финляндией, где шла Гражданская война, и откуда начались рейды белофиннов на российскую территорию, требовало осуществления комплекса мер по укреплению обороноспособности края, про­ ведению единой хозяйственной политики, преодолению ведомственности, ре­ шению острых проблем продовольственного снабжения населения и др. Поэто­ му сначала Главнамур, а потом руководство Мурманского Совета, для решения острых и жизненно важных проблем часто напрямую выходили на централь­ ные органы управления страны, в советское правительство, наркоматы, минуя губернские органы управления в Архангельске. И это встречалось Москвой с пониманием. В конце января 1918 года делегатам Мурманского Совета на губернский съезд в Архангельск Баеву и Барковскому был передан наказ от этого Совета. Они должны были заявить, что Мурманский край является совершенно само­ стоятельным в деле краевого управления с центром политической, культурной и экономической жизни в Мурманске. Они должны были указать, что Мурман­ ский Совет, являясь высшей властью края, ни в коей мере не подчинён Архан­ гельскому Совету и работает с ним в контакте при разрешении вопросов, об­ щих для всего Севера. И следовало подчеркнуть также, что советская власть Мурманского края непосредственно подчиняется ЦИК Советов и Совнаркому. Все технико-экономические органы управления, имеющиеся в Мурманском крае, должны были подчиняться только мурманской и центральной советской власти. С этим наказом на I губернском съезде Советов в Архангельске высту­ пил Баев862. Сама по себе идея создания Мурманского края и краевой организации управления с центром в Мурманске не несла в себе криминала. Но региона­ лизм в это время на деле нередко нёс в себе и зерна сепаратизма, максимальной суверенизации территорий, их стремления искусственно отгородиться и осла­ бить связи с центром. Поэтому весь вопрос заключался в том, какие силы, в ка­ ких целях и каким образом будут проводить реорганизацию и создавать систе­ му краевого управления. Добавим, что противники большевиков часто делали ставку в это время на разжигание антисоветского сепаратизма и местничества. Так происходило на деле и на Мурмане весной 1918 года. Весной 1918 года противники большевиков на Мурмане прилагали после­ довательные усилия для ослабления связей Мурманска с Москвой и выхода из-под контроля Архангельского губисполкома. Их крайне тревожило и нега­ тивное отношение к начатым процессам сотрудничества с представителями Антанты со стороны Олонецкого губисполкома и Совжелдора. Для большей независимости и выхода из-под контроля Архангельска и Петрозаводска и бы­ ло задумано учреждение краевого управления на Мурмане. 285

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz