Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

человек на 1264 версты, под руководством Чрезвычайной комиссии по охране путей сообщения НКГТС. Огородников указывал на необходимость независимо от охраны обеспечи­ вать оборону Мурманской железной дороги не только в полосе отчуждения, но и за её пределами, в зависимости от оперативных соображений, во всей по­ граничной полосе. Для организации этой обороны и решения других вопро­ сов должен был быть назначен военный руководитель, член упомянутой выше коллегии при Чрезвычайном комиссаре, оставаясь в подчинении военрука Бе­ ломорского военного округа. Указывалось, что в тесной связи с обороной находится вопрос о точной северо-западной границе с Финляндией, осложнённый уступкой части терри­ тории Мурманского края, в результате граница местами находилась слишком близко от полотна железной дороги. Подчёркивалась необходимость приведе­ ния в должное состояние особенно северной и средней, в меньшей мере южной части этой дороги, а также устроить второй её выход на Архангельск. Отме­ чалась желательность скорейшего решения вопросов об острове Медвежьем и Шпицбергене, которые являлись источниками каменного угля для этой дороги и края, а также необходимость воспрепятствовать переходу русской концессии здесь в руки иностранцев, особенно немцев и их союзников. На этой памятной записке Огородникова была сделана пометка военрука Высшего военного совета Республики М.Д. Бонч-Бруевича от 18 апреля: «Док­ лад вполне соответствует интересам обороны республики»857. Но решение указанных вопросов затягивалось, и 10 мая Огородников на­ правляет в ВВСР телеграмму о мерах по обеспечению Мурманской железной дороги, обращаясь к Чрезвычайной комиссии по охране путей сообщения об ускоренном усилении её охраны и предлагая срочно рассмотреть вопрос о при­ годности для отправки сюда 1-го конного Польского полка (около 300 чел.) и 1-го русско-сербского полка (около 400 чел.) с взводом артиллерии, располо­ женных в Москве. Коллегия по управлению Воздушным флотом запрашива­ лась о возможности снабжения Мурманского района средствами авиации для охраны дороги858. В марте-апреле на страницах центральной российской печати неоднократ­ но помещались сообщения о занятии Мурмана англичанами и французами или об имеющихся у них подобных намерениях. В связи с этим центральный орган партии большевиков газета «Правда» поместила 14 апреля материал под на­ званием «С Мурмана». Со ссылкой на Морской наркомат сообщалось, что все сведения вечерних газет о высадке 6-тысячного десанта на Мурмане являются сплошным вымыслом. Указывалось, что на Мурмане имеется всего 200 англо­ французских солдат, действующих совместно с Красной армией и вполне под­ чинённых советской власти, и эти отряды защищают Кемь от нападения бело­ гвардейцев, среди которых имеются и немецкие офицеры. В связи с этой же темой сотруднику газеты «Наше время» в НКИД было сообщено, что операции на Мурмане не являются для этого ведомства неожи­ данными. Здесь давно находится англо-французский отряд из 200 человек, ко­ торый действует в полном согласии с Мурманским военным советом, где по одному представителю от русских, англичан и французов. Обо всех его опера­ циях сообщалось советской власти. В связи с событиями в Финляндии Мур­ манский военный совет предложил НКИД активную помощь со стороны со­ юзников и готовность дать советской власти для борьбы с белофиннами боль­ 282

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz