Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
Итак, белофинны были отброшены, но на некоторых прилегающих к гра нице территориях им удалось закрепиться. Например, отряд полковника Маль ма после неудачных попыток занять Кемь отступил в Ухтинскую волость и удерживал село Ухта до октября 1918 года. В Высший военный совет Республики была направлена обстоятельная па мятная записка военрука Беломорского военного округа Ф.Е. Огородникова, поступившая туда 18 апреля. В ней отмечалось, что «до настоящего времени нападения финских белогвардейцев не причиняли большого вреда, но утверж дение Германии в пределах Финляндии само по себе создаёт для Мурманской железной дороги серьёзную угрозу, ибо Германия, несомненно, примет все ме ры, чтобы прервать этот последний выход, который ещё остался за пределами её контроля». Указывая на заявления французов и англичан об отсутствии аннексионист ских намерений, признании власти Мурманского Совета, невмешательстве во внутреннее управление и снабжении населения района и вооружённых сил всем необходимым, Огородников подчёркивал, что «во избежание недоразуме ний нужно, несомненно, обеспечить Мурманскую железную дорогу нашими собственными силами, причём сделать это возможно скорее». Далее в записке характеризовались органы управления, действующие в ре гионе, и указывалось, что ввиду удаленности Мурманского побережья необхо дима организация объединённой и достаточно авторитетной власти на месте, в Мурманске, а Мурманский Совет не может создать такого органа. Огородников полагал целесообразным: 1) назначить на Мурманск особо уполномоченного Чрезвычайного комиссара как представителя СНК и посто янного докладчика СНК о делах и нуждах края; 2) образовать центральный краевой орган в виде коллегии из представителей непосредственно заинтере сованных ведомств (путей сообщения, военного, морского, совнархоза) по на значению наркомов соответствующих ведомств; 3) выделить в особый Мур манский округ Александровский и Кемский уезды Архангельской губернии и организовать Краевой Совдеп, независимый от Олонецкого и Архангельского губсовдепов, который и будет руководить внутренней жизнью края. Круг ве дения его должен определяться на общих основаниях, а дела, затрагивающие интересы различных ведомств, после обсуждения в Краесовете должны были передаваться на заключение коллегии при Чрезвычайном комиссаре. Одно временно с его назначением должны были прекратить деятельность Народная коллегия в Мурманске и военный совет при ней. Огородников указывал, что охрана Мурманской железной дороги не мо жет считаться организованной и представлять какую-либо реальную силу, т.к. Чрезвычайная комиссия по охране путей сообщения только приступила к своей деятельности. Охраной железной дороги пока занималась железнодорож ная милиция и другие отряды разных наименований прежнего состава (около 500 человек), которые в настоящее время переформировываются. 20 апреля из Москвы должен был быть послан вновь сформированный отряд в 600 человек с пулемётами, с постоянной военной организацией: железная дорога делилась на участки по 4 роты, в каждой по 300 человек с пулемётным взводом (4 пулемё та). С прибытием его прежняя милиция, отряды Красной гвардии и пр. должны были расформировываться, с привлечением в новую охрану годных элементов. Предполагалось в ближайшее время, по мере возможности дальнейшего пополнения нести охрану из расчёта 4 человека на версту, всего около 5 тысяч 281
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz