Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

Итак, белофинны были отброшены, но на некоторых прилегающих к гра­ нице территориях им удалось закрепиться. Например, отряд полковника Маль­ ма после неудачных попыток занять Кемь отступил в Ухтинскую волость и удерживал село Ухта до октября 1918 года. В Высший военный совет Республики была направлена обстоятельная па­ мятная записка военрука Беломорского военного округа Ф.Е. Огородникова, поступившая туда 18 апреля. В ней отмечалось, что «до настоящего времени нападения финских белогвардейцев не причиняли большого вреда, но утверж­ дение Германии в пределах Финляндии само по себе создаёт для Мурманской железной дороги серьёзную угрозу, ибо Германия, несомненно, примет все ме­ ры, чтобы прервать этот последний выход, который ещё остался за пределами её контроля». Указывая на заявления французов и англичан об отсутствии аннексионист­ ских намерений, признании власти Мурманского Совета, невмешательстве во внутреннее управление и снабжении населения района и вооружённых сил всем необходимым, Огородников подчёркивал, что «во избежание недоразуме­ ний нужно, несомненно, обеспечить Мурманскую железную дорогу нашими собственными силами, причём сделать это возможно скорее». Далее в записке характеризовались органы управления, действующие в ре­ гионе, и указывалось, что ввиду удаленности Мурманского побережья необхо­ дима организация объединённой и достаточно авторитетной власти на месте, в Мурманске, а Мурманский Совет не может создать такого органа. Огородников полагал целесообразным: 1) назначить на Мурманск особо уполномоченного Чрезвычайного комиссара как представителя СНК и посто­ янного докладчика СНК о делах и нуждах края; 2) образовать центральный краевой орган в виде коллегии из представителей непосредственно заинтере­ сованных ведомств (путей сообщения, военного, морского, совнархоза) по на­ значению наркомов соответствующих ведомств; 3) выделить в особый Мур­ манский округ Александровский и Кемский уезды Архангельской губернии и организовать Краевой Совдеп, независимый от Олонецкого и Архангельского губсовдепов, который и будет руководить внутренней жизнью края. Круг ве­ дения его должен определяться на общих основаниях, а дела, затрагивающие интересы различных ведомств, после обсуждения в Краесовете должны были передаваться на заключение коллегии при Чрезвычайном комиссаре. Одно­ временно с его назначением должны были прекратить деятельность Народная коллегия в Мурманске и военный совет при ней. Огородников указывал, что охрана Мурманской железной дороги не мо­ жет считаться организованной и представлять какую-либо реальную силу, т.к. Чрезвычайная комиссия по охране путей сообщения только приступила к своей деятельности. Охраной железной дороги пока занималась железнодорож­ ная милиция и другие отряды разных наименований прежнего состава (около 500 человек), которые в настоящее время переформировываются. 20 апреля из Москвы должен был быть послан вновь сформированный отряд в 600 человек с пулемётами, с постоянной военной организацией: железная дорога делилась на участки по 4 роты, в каждой по 300 человек с пулемётным взводом (4 пулемё­ та). С прибытием его прежняя милиция, отряды Красной гвардии и пр. должны были расформировываться, с привлечением в новую охрану годных элементов. Предполагалось в ближайшее время, по мере возможности дальнейшего пополнения нести охрану из расчёта 4 человека на версту, всего около 5 тысяч 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz