Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
на позиции, противоположные изложенным в ней, что приведёт к разрыву их с советским правительством. О резко негативной реакции на эту телеграмму со стороны Олонецкого губисполкома и исполкома Мурманской железной дороги расскажем позднее. Прежде чем продолжить рассмотрение важнейших событий первой недели марта и их последствий для Мурмана, обратимся к личности Николая Ивано вича Звегинцова, который, напомним, действовал здесь под несколько изме нённой фамилией - Звегинцев. О нём уже не раз упоминалось на страницах этой книги как ближайшем сподвижнике Г.М. Веселаго в его планах укрепле ния сотрудничества с представителями Антанты и устранения советской вла сти на Мурмане. Выходец из потомственных дворян Московской губернии, кадровый во енный, он окончил Пажеский корпус и двухгодичный курс Офицерской ка валерийской школы. Последняя его должность в старой армии - командир 1-й бригады 13-й кавалерийской дивизии. В 1917 году ему был присвоен чин генерал-майора. Он состоял в браке с дочерью генерала от кавалерии графа А.П. Игнатьева Софьей Алексеевной, и у них было шестеро детей: дочь и пя теро сыновей767. Он был значительно старше и опытнее Веселаго, и в начале 1918 года ему было уже 39 лет. Веселаго в письме Кетлинскому из Петрограда осенью 1917 года рекомендо вал Звегинцева на должность начальника штаба Главнамура, которую временно занимал сам, будучи готов уступить её. Но ответ, полученный им от Кетлинско го, гласил: «Звегинцев очень знающий и талантливый, но он, так же как и Вы, для этого не годится. Если Вы рекомендуете его на должность начальника ми лиции, то это другой вопрос»768. Речь в данном случае шла о должности началь ника железнодорожной милиции для охраны Мурманской железной дороги. Прибыв в Мурманск 9 января 1918 года по предписанию Генерального шта ба для организации пограничной милиции на российско-норвежской границы Звегинцев был назначен начальником военно-сухопутной части штаба Глав намура (помощником его по сухопутной части). Энергично взявшись за дело, он разработал проект охраны железной дороги, мостов, границы с Норвегией и Финляндией и принял участие в организации краевой милиции. Зимой 1918 года Звегинцев ездил за ассигнованиями на организацию обо роны в Петроград и привёз оттуда 100 тысяч рублей на эти цели, а затем в Мурманск были переведены дополнительные ассигнования. В Петрограде он встречался с Лениным и, докладывая Мурманскому Совету о своей поездке, сообщил, что тот посылает Совету свой поклон, и при этом низко, в пояс по клонился. Этот эпизод в дальнейшем превратился в одно из обвинений в адрес этого генерала со стороны белогвардейской юстиции769. В феврале 1918 года Звегинцев, как уже упоминалось, был назначен началь ником военно-сухопутного отдела Народной коллегии, а затем заведующим военным отделом при Мурманском Совета и начальником штаба при союзном военном совете. Звегинцев и Веселаго прекрасно ладили, понимали и дополня ли друг друга. Возможно, этому способствовало и то обстоятельство, что, как утверждал американский историк, профессор Дж. Лонг, со ссылкой на Г.Н. Тау- бе, хорошо знавшего Веселаго, они были родственниками770. Но главное за ключалось, конечно, в том, что оба они придерживались антибольшевистских взглядов и были едины в реализации планов устранения советской власти на Мурмане и разрыва с центром при помощи союзников. 254
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz