Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

на позиции, противоположные изложенным в ней, что приведёт к разрыву их с советским правительством. О резко негативной реакции на эту телеграмму со стороны Олонецкого губисполкома и исполкома Мурманской железной дороги расскажем позднее. Прежде чем продолжить рассмотрение важнейших событий первой недели марта и их последствий для Мурмана, обратимся к личности Николая Ивано­ вича Звегинцова, который, напомним, действовал здесь под несколько изме­ нённой фамилией - Звегинцев. О нём уже не раз упоминалось на страницах этой книги как ближайшем сподвижнике Г.М. Веселаго в его планах укрепле­ ния сотрудничества с представителями Антанты и устранения советской вла­ сти на Мурмане. Выходец из потомственных дворян Московской губернии, кадровый во­ енный, он окончил Пажеский корпус и двухгодичный курс Офицерской ка­ валерийской школы. Последняя его должность в старой армии - командир 1-й бригады 13-й кавалерийской дивизии. В 1917 году ему был присвоен чин генерал-майора. Он состоял в браке с дочерью генерала от кавалерии графа А.П. Игнатьева Софьей Алексеевной, и у них было шестеро детей: дочь и пя­ теро сыновей767. Он был значительно старше и опытнее Веселаго, и в начале 1918 года ему было уже 39 лет. Веселаго в письме Кетлинскому из Петрограда осенью 1917 года рекомендо­ вал Звегинцева на должность начальника штаба Главнамура, которую временно занимал сам, будучи готов уступить её. Но ответ, полученный им от Кетлинско­ го, гласил: «Звегинцев очень знающий и талантливый, но он, так же как и Вы, для этого не годится. Если Вы рекомендуете его на должность начальника ми­ лиции, то это другой вопрос»768. Речь в данном случае шла о должности началь­ ника железнодорожной милиции для охраны Мурманской железной дороги. Прибыв в Мурманск 9 января 1918 года по предписанию Генерального шта­ ба для организации пограничной милиции на российско-норвежской границы Звегинцев был назначен начальником военно-сухопутной части штаба Глав­ намура (помощником его по сухопутной части). Энергично взявшись за дело, он разработал проект охраны железной дороги, мостов, границы с Норвегией и Финляндией и принял участие в организации краевой милиции. Зимой 1918 года Звегинцев ездил за ассигнованиями на организацию обо­ роны в Петроград и привёз оттуда 100 тысяч рублей на эти цели, а затем в Мурманск были переведены дополнительные ассигнования. В Петрограде он встречался с Лениным и, докладывая Мурманскому Совету о своей поездке, сообщил, что тот посылает Совету свой поклон, и при этом низко, в пояс по­ клонился. Этот эпизод в дальнейшем превратился в одно из обвинений в адрес этого генерала со стороны белогвардейской юстиции769. В феврале 1918 года Звегинцев, как уже упоминалось, был назначен началь­ ником военно-сухопутного отдела Народной коллегии, а затем заведующим военным отделом при Мурманском Совета и начальником штаба при союзном военном совете. Звегинцев и Веселаго прекрасно ладили, понимали и дополня­ ли друг друга. Возможно, этому способствовало и то обстоятельство, что, как утверждал американский историк, профессор Дж. Лонг, со ссылкой на Г.Н. Тау- бе, хорошо знавшего Веселаго, они были родственниками770. Но главное за­ ключалось, конечно, в том, что оба они придерживались антибольшевистских взглядов и были едины в реализации планов устранения советской власти на Мурмане и разрыва с центром при помощи союзников. 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz