Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

лей Антанты для охраны края и железной дороги. Вечером того же дня в Мур­ манск поступила телеграмма наркома по иностранным делам Л.Д. Троцкого о принятии «всякого содействия союзных миссий». В тот же день в Петрограде был подписан договор между РСФСР и Финляндской Социалистической Рабо­ чей Республикой. 2 марта в Мурманске было заключено «Словесное, но дословно запротоко­ лированное соглашение о совместных действиях англичан, французов, русских по обороне Мурманского края». 3 марта в Брест-Литовске был подписан мир­ ный договор между РСФСР и странами Четверного союза. 5 марта произошла высадка германских войск на Аландских островах, ставшая прелюдией воору­ жённой интервенции Германии в Финляндию месяц спустя. 6 марта в Мурман­ ске был высажен первый британский десант с линкора «Глори». 7 марта в Берлине были подписаны германо-финляндский мирный до­ говор, соглашение о торговле и мореплавании, а также секретные дополни­ тельные протоколы к договору и соглашению, которые ставили Финляндию в неравноправное положение, но давали надежду буржуазному правительству получить всемерную помощь немцев, и в том числе добиться интервенции гер­ манских войск в Финляндию. В этот же день глава буржуазного финского пра­ вительства П.Э. Свинхувуд заявил, что готов заключить договор с советским правительством на «умеренных Брестских условиях», что означало передачу Финляндии Кольского полуострова, Восточной Карелии и части Мурманской железной дороги. А сейчас остановимся на этих событиях подробнее. 1 марта 1918 года Мур­ манский Совдеп направил запрос в Совнарком, в котором указал, что возоб­ новившееся немецкое наступление вызывает опасения за Мурманский край и железную дорогу, где возможно появление отрядов белофиннов и немцев. В телеграмме сообщалось о доброжелательном отношении союзных миссий и их готовности предоставлять необходимую помощь, «начиная с продоволь­ ствия до помощи живой силой включительно». Совет просил «сообщить ру­ ководящие указания, в особенности по вопросу о том, в каких формах может быть приемлема помощь живой и материальной силой от дружественных нам держав». В телеграмме сообщалось, что временно на линии Мурманской железной дороги находятся отправляемые во Францию французские и чешские отряды в количестве около двух тысяч человек. Далее в обращении содержалась прось­ ба сообщить о возможности рассчитывать «на полную помощь центральной Советской власти», а также задавались еще семь вопросов, связанных с поло­ жением страны. Этот документ был отправлен за подписями комиссара от Ко­ миссариата по военным и иностранным делам Грохотова, члена Мурманского Совдепа Титова и члена Народной коллегии Мурманского района Лукьянова757. Вечером 1 марта в Мурманск была отправлена ответная телеграмма за под­ писью наркома по иностранным делам Л.Д. Троцкого. В ней, в частности, со­ держалась фраза: «Вы обязаны принять всякое содействие союзных миссий...». Именно эта строчка приводилась в дальнейшем почти в каждой работе, посвя­ щённой началу Гражданской войны и интервенции на Мурмане. И, если в 20-е годы это чаще всего квалифицировалось, в крайнем случае, как «ошибка» или «политическая ошибка», то в 30-е годы и в последующие несколько десятиле­ тий эта телеграмма обычно трактовалась как «предательская», а сам Троцкий именовался «предателем» и «изменником». 250

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz