Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
на Мурмане. Причем, восприятие большевистских идей и лозунгов часто но сило весьма поверхностный характер. Коренное население было в массе своей настроено аполитично, плохо разбиралось в программах различных политиче ских партий. Революционные процессы оказали весьма противоречивое воздействие на жизнь края. Ослабление возможностей использования старых, преимущест венно приказных отношений, военно-административных методов вело к росту анархии, вседозволенности. Характеризуя ситуацию на Мурманской железной дороге, печать этой поры сообщала, например, что правильному движению по ней страшно мешали переполняющие вагоны солдаты, которые ездили как в пассажирских, так и в товарных вагонах. Администрация и служащие до роги ничего не могли поделать, т.к. солдаты не слушали уговоров и не пуга лись угроз репрессиями. Они часто с оружием в руках заставляли машинистов ехать, куда им надо. Требуя прекратить подобные действия солдат, служащие железной дороги грозили приостановить движение до станции Кандалакша и на террор ответить террором. Отношения железнодорожников с Мурманским Советом рабочих и солдат ских депутатов складывались весьма непросто. В ноябре 1917 года тот потребо вал от железнодорожных служащих не подчиняться ультиматуму Всероссий ского исполкома железнодорожного профсоюза (Викжель), который выступил против прихода большевиков к власти и настаивал на создании «однородно го социалистического правительства», угрожая всеобщей забастовкой желез нодорожников. Но служащие Мурманской железной дороги отказались тогда выполнить требования Мурманского Совета о неподчинении Викжелю. А на предложение Совета прислать на железнодорожную линию красногвардейцев ответили, что «жандармов им не надо, их было достаточно и при Николае II». Напряженно развивались отношения служащих и рабочих Мурманской железной дороги. Дело доходило до столкновений и острых конфликтов, в ря де случаев кончавшихся трагически. Например, вечером 14 декабря на стан ции Имандра был убит двумя пулями из браунинга техник путей сообщения Н.Ф. Лотин, потребовавший от плотников более интенсивной работы692. Несмотря на сложность собственного положения, Кетлинский в повседнев ной деятельности проявлял себя как компетентный и энергичный администра тор и военачальник. В его содержательных докладах от 21 октября и 23 ноября 1917 года была изложена программа развития порта, железной дороги, наве дения порядка в крае и организации его обороны. В частности, по военному ведомству предполагалось расформировать рабочие батальоны и перевести на учёт работающих солдат. Кетлинский надеялся на присылку на Мурманскую железную дорогу охранных дружин. Он предполагал сформировать из них бригаду и создать её штаб. На должность помощника Главнамура по военно сухопутной части Кетлинский просил командировать полковника генштаба Архипова. Характеризуя общую ситуацию на Мурмане, обратим внимание на при знание К.Ф. Кетлинского, сделанное в докладе 23 ноября 1917 года, о преоб ладании влияния англичан в русском порту и крае как результате отсутствия организации русской военно-морской части. В ответ на обвинения части ради кально настроенных военных моряков, что Главнамур не желает порвать с анг личанами и заставить их уйти с Мурмана, Кетлинский указывал на низкую боеспособность русских кораблей и отсутствие уверенности в их возможнос 231
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz