Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

на Мурмане. Причем, восприятие большевистских идей и лозунгов часто но­ сило весьма поверхностный характер. Коренное население было в массе своей настроено аполитично, плохо разбиралось в программах различных политиче­ ских партий. Революционные процессы оказали весьма противоречивое воздействие на жизнь края. Ослабление возможностей использования старых, преимущест­ венно приказных отношений, военно-административных методов вело к росту анархии, вседозволенности. Характеризуя ситуацию на Мурманской железной дороге, печать этой поры сообщала, например, что правильному движению по ней страшно мешали переполняющие вагоны солдаты, которые ездили как в пассажирских, так и в товарных вагонах. Администрация и служащие до­ роги ничего не могли поделать, т.к. солдаты не слушали уговоров и не пуга­ лись угроз репрессиями. Они часто с оружием в руках заставляли машинистов ехать, куда им надо. Требуя прекратить подобные действия солдат, служащие железной дороги грозили приостановить движение до станции Кандалакша и на террор ответить террором. Отношения железнодорожников с Мурманским Советом рабочих и солдат­ ских депутатов складывались весьма непросто. В ноябре 1917 года тот потребо­ вал от железнодорожных служащих не подчиняться ультиматуму Всероссий­ ского исполкома железнодорожного профсоюза (Викжель), который выступил против прихода большевиков к власти и настаивал на создании «однородно­ го социалистического правительства», угрожая всеобщей забастовкой желез­ нодорожников. Но служащие Мурманской железной дороги отказались тогда выполнить требования Мурманского Совета о неподчинении Викжелю. А на предложение Совета прислать на железнодорожную линию красногвардейцев ответили, что «жандармов им не надо, их было достаточно и при Николае II». Напряженно развивались отношения служащих и рабочих Мурманской железной дороги. Дело доходило до столкновений и острых конфликтов, в ря­ де случаев кончавшихся трагически. Например, вечером 14 декабря на стан­ ции Имандра был убит двумя пулями из браунинга техник путей сообщения Н.Ф. Лотин, потребовавший от плотников более интенсивной работы692. Несмотря на сложность собственного положения, Кетлинский в повседнев­ ной деятельности проявлял себя как компетентный и энергичный администра­ тор и военачальник. В его содержательных докладах от 21 октября и 23 ноября 1917 года была изложена программа развития порта, железной дороги, наве­ дения порядка в крае и организации его обороны. В частности, по военному ведомству предполагалось расформировать рабочие батальоны и перевести на учёт работающих солдат. Кетлинский надеялся на присылку на Мурманскую железную дорогу охранных дружин. Он предполагал сформировать из них бригаду и создать её штаб. На должность помощника Главнамура по военно­ сухопутной части Кетлинский просил командировать полковника генштаба Архипова. Характеризуя общую ситуацию на Мурмане, обратим внимание на при­ знание К.Ф. Кетлинского, сделанное в докладе 23 ноября 1917 года, о преоб­ ладании влияния англичан в русском порту и крае как результате отсутствия организации русской военно-морской части. В ответ на обвинения части ради­ кально настроенных военных моряков, что Главнамур не желает порвать с анг­ личанами и заставить их уйти с Мурмана, Кетлинский указывал на низкую боеспособность русских кораблей и отсутствие уверенности в их возможнос­ 231

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz