Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

вопросы оптимальной организации управления и обороны Кольского района. Будучи назначен на должность Главнамура приказом морского министра 11 сен­ тября676, он 23 сентября покинул Петроград и вместе со своим штабом отправил­ ся в Мурманск железнодорожным путем, прибыв туда в начале октября. 21 октября на основе знакомства с обстановкой на месте Кетлинский напра­ вил доклад «Состояние Мурманской железной дороги к октябрю 1917 года» в военные и военно-морские инстанции в Петроград и копию главноначальству­ ющему в Архангельск. Основные положения этого документа характеризуют его как хорошего профессионала-администратора, стратегически мыслящего управленца. В докладе были изложены меры, направленные на достройку железной до­ роги, повышение её надежности и пропускной способности (особенно на самом северном участке - от Кандалакши до Мурманска). В случае осуществления намеченных мероприятий и получения необходимого подвижного состава про­ пускную способность дороги уже к февралю 1918 года можно было, по мнению Кетлинского, увеличить в полтора раза. Автор считал необходимым немедлен­ но приступить к постройке железнодорожной линии Сорока-Емца, для соеди­ нения Мурманской и Архангельской железной дорог с завершением её к осени 1918 года. Был представлен план охраны железной дороги, особенно со сторо­ ны Финляндии и Норвегии. Опасность для дороги представляли, по мнению автора доклада, 12 тысяч военнопленных, преимущественно мадьяр и немцев, которые работали в основном на южной и средней частях дороги и фактически не имели охраны. Предполагалось их срочное удаление с дороги. Предлагалось расформировать все рабочие батальоны и направить сюда с фронта 4-5 хоро­ ших дружин в полном вооружении численностью не менее 4200 штыков с хо­ рошим командным составом или соответствующие по численности пехотные части с фронта. Эти подразделения предлагалось свести в отдельную бригаду с тем, чтобы закончить всю организацию охраны дороги к 15 ноября 1917 года. Главнамур Кетлинский считал своей важной задачей налаживание взаимо­ понимания и укрепление сотрудничества с местным населением и с демокра­ тическими организациями, действовавшими в пределах Мурманского укреп­ района. С этой целью 18 октября им был издан приказ о создании совещания при Главнамуре из лиц, представлявших Петрозаводский, Мурманский и Кан­ далакшский Советы рабочих и солдатских депутатов, Центромур, Главный дорожный комитет Мурманской железной дороги, Александровское уездное земство, Кольскую городскую думу и др. Представители этих организаций из­ бирались ими для участия в работе совещания сроком на три месяца. На об­ суждение выносились как вопросы, предложенные Главнамуром, так и члена­ ми совещания677. При Главнамуре существовали также Военный совет и штаб, занимавшие­ ся чисто военными вопросами. Начальником оперативной части штаба был назначен старший лейтенант Г.М. Веселаго, прибывший вместе с Кетлинским из Петрограда. Он по совместительству занимал и вакантную должность на­ чальника штаба, пока Кетлинский искал кандидата на этот пост из числа опыт­ ных старших офицеров. Подробнее о Г.М. Веселаго речь пойдёт в дальнейшем. Гражданскими делами занималась гражданская часть Главнамура, которую возглавлял В.М. Брамсон. На объединённом заседании местных демократических организаций контр- адмирал Кетлинский изложил свою программу развития края и его обороны, 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz