Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

нодорожники объединились в Совет депутатов Мурманской железной дороги (Совжелдор), центр которого находился в Петрозаводске, а в Мурманске был создан и располагался Мурманский районный совет Совжелдора (Мурманский Совжелдор). Военные моряки организовали в 1917 году Центральный комитет Мурман­ ской флотилии (Центромур). В конце 1917 года в крае насчитывалось 3 тысячи военных моряков, и они составляли наиболее активное и политическое ядро 15-тысячной армии военнослужащих669. Дело в том, что солдаты сухопутных воинских частей не выполняли военных функций, участвуя главным образом в строительных работах, и не имели серьёзных и влиятельных общественно-по­ литических организаций. Центромур и Совжелдор были одновременно и партнёрами, и конкурента­ ми Мурманского Совета. В сентябре 1917 года приказом морского министра Д.Н. Вердеревского бы­ ла учреждена должность Главного начальника Мурманского укрепрайона и Мурманского отряда судов (Главнамур), и 11 сентября утверждено Временное положение о нём. На Главнамура была возложена ответственность за: охрану морских путей; оборону района как с моря, так и со стороны норвежской гра­ ницы; командование всеми морскими и сухопутными силами района; военная охрана Мурманской железной дороги от Мурманска до Званки; общее руковод­ ство перегрузочными операциями и работами; управление районом по граж­ данской части. На Главнамура возлагались также обязанности коменданта кре­ пости, в соответствии с Положением об управлении крепостями670. Главнамуру подчинялись все лица местной военной и гражданской администрации. Границы Мурманского укрепрайона были определены следующим обра­ зом: с юга - параллель 68°30; с востока - меридиан 38° восточной долготы; с запада - норвежская граница и пределы Финляндии. В территорию района вхо­ дила также часть Северного Ледовитого океана между меридианами норвеж­ ской границы (31° восточной долготы); вне норвежских территориальных вод и мыса Белого (38° восточной долготы). На должность Главнамура был назначен капитан I ранга Казимир Филип­ пович Кетлинский, произведённый в чин контр-адмирала. Он сыграл особую роль в событиях, происходивших в конце 1917 - начале 1918 года на Мурмане. Поэтому целесообразно более подробно охарактеризовать деятельность этого человека, тем более, что его жизнь, политические взгляды, роль, сыгранная в мурманских событиях, явилась впоследствии предметом полярных суждений в мемуарной и исследовательской литературе и в современных дискуссиях671. Поляк по национальности, выходец из потомственных дворян, кадровый морской офицер, участник обороны Порт-Артура в период Русско-японской войны, выпускник Николаевской Морской Академии в Петрограде, имевший и опыт преподавательской деятельности в ней и в артиллерийской школе на Чёрном море, а также научно-теоретические публикации по военно-морскому делу, К.Ф. Кетлинский в 1915 году был назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего Черноморским флотом. Был награждён целым ря­ дом орденов, что свидетельствовало о его боевых заслугах. В 1916 году Кетлинский был переведён на должность командира крейсера «Аскольд» и, прибыв в сентябре во французский порт Тулон, где находился ко­ рабль, утвердил приговор особой комиссии о расстреле четырех матросов, об­ винённых в диверсии и организации взрыва на корабле. Это событие сыграло 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz