Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

рыбным и зверобойным промыслом, а также саамы (лопари), ненцы (самоеды), коми-ижемцы, карелы, финны, норвежцы, основными занятиями которых яв­ лялись охота, рыболовство, оленеводство. Тем не менее, капиталистические отношения постепенно проникали в этот отдалённый край, и прежде всего в его основную отрасль - рыбный промысел. Здесь были построены шесть ле­ сопильных заводов, значительная часть продукции которых шла на экспорт659. Положение края резко изменилось в годы Первой мировой войны. В усло­ виях блокирования немцами черноморских и балтийских портов Русский Се­ вер превращался в главную артерию, связывающую Россию с союзниками, и царским правительством было принято решения о строительстве нового порта в незамерзающем Кольском заливе и подведении к нему железной дороги от Петрозаводска. Развернулось строительство военно-морских баз в Кольском заливе и на Иоканьге. Заинтересованные в скорейшем строительстве железнодорожной магистра­ ли и развитии военной и социально-экономической инфраструктуры региона Великобритания, США и Франция оказали значительную помощь в финанси­ ровании этого проекта, поставке материалов, оборудования, снабжении строи­ телей и местного населения промтоварами и продовольствием. Но в целом развитие Мурмана в годы войны велось силами и средствами русского госу­ дарства. В короткий срок быстро увеличился и резко изменился состав населе­ ния Мурмана. По данным переписи 1917 года, численность проживающих в Александровском и Кемском уездах составляла более 48 тысяч человек. На строительстве Мурманской железной дороги в годы мировой войны труди­ лись одновременно около 50 тысяч рабочих, в том числе около половины из них - непосредственно на Мурмане. Как уже упоминалось ранее, наряду с русскими рабочими на это строительство были привлечены и представи­ тели других национальностей. И хотя эта магистраль была пущена осенью 1916 года по временную эксплуатацию, но работы по её доделке продолжа­ лись. На строительстве Мурманской железной дороги были заняты три же­ лезнодорожных батальона (около 4 тысяч солдат) и пять рабочих батальонов (по 1500 человек в каждом). Более трёх тысяч человек трудились на строи­ тельстве военно-морских баз и других военных объектов, 600-700 человек - на строительстве мурманского порта660. Наряду со строителями на Мурман прибыли и играли важную роль в происходивших там событиях рабочие- портовики и железнодорожники. Число рабочих в крае составило весной 1917 года 17 тысяч человек661. Но весь этот контингент был чрезвычайно сложным и неоднородным в по­ литическом и социально-психологическом отношениях. Психология «времен­ щиков» стала важным определяющим фактором их поведения. Среди этих людей было немало таких, которые стремились избежать фронта. Наряду с квалифицированными, грамотными и политически развитыми рабочими и специалистами, большинство составляли лица низкой квалификации, с нераз­ витым политическим кругозором. Бурное революционное время властно втя­ гивало эти разнородные массы в орбиту событий, заставляло делать свой по­ литический выбор. Несмотря на то, что административным центром уезда, где располагался новорождённый город Мурманск, оставался город Александровск, фактиче­ ским центром Мурмана или Кольского Севера являлся в 1917 году и в даль­ 222

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz