Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
Возвращаясь же к теме обмена грузов, заметим, что Янг рекомендовал бри танскому руководству послать при первой возможности правительственное судно с продовольствием в Архангельск на условиях девятимесячного креди та. Он считал возможным предоставить «лидерам антибольшевистского дви жения в течение года значительное количество продуктов питания и промыш ленных товаров, даже если Россия заключит сепаратный мир, при условии, что никакие виды сырья с этой территории не будут переданы Германии»632. В марте Янгу прислали из Лондона телеграмму о направлении двух паро ходов с продовольствием в Мурманск и далее в Архангельск под охраной во оруженного ледокола или крейсера633. Но условия получения этого продоволь ствия станут в дальнейшем предметом страстных дискуссий в Архангельске. Положение в Архангельском порту и судьба находящихся там грузов вызы вали серьёзную озабоченность как центральных органов, так и укрепляющейся советской власти в Архангельске. Совнарком волновало то, что бывшие союз ники могут попытаться вернуть эти грузы, в т.ч. силой, в связи с его решением об отказе от уплаты иностранных займов и долгов. Тем более, что эта тема в конце 1917 - начале 1918 года активно обсуждалась в зарубежной печати. Поэто му Совнарком возложил на Комиссариат по демобилизации (Демоб) Наркомата по военным делам, возглавляемый членом коллегии НКвоена М.С. Кедровым, срочную разгрузку Архангельского порта и эвакуацию грузов вглубь страны. Примерно в середине января в Архангельск из Петрограда прибыла комиссия по главе с членом коллегии Демоба С.Н. Сулимовым, в которой были и пред ставители ВСНХ и Наркомпрода, а также сотрудники технического аппарата634. В период работы II делегатского съезда Флотилии Северного Ледовитого океана в январе 1918 года были получены сведения о сосредоточении в райо не порта Бакарица в Архангельске большого количества бывших офицеров. По решению съезда туда был направлен отряд революционных моряков, который разоружил и арестовал более 300 человек. Целедфлот направил в район Бака- рицы своего комиссара и создал комитет по охране военного имущества635. Тем не менее, и в дальнейшем имели место попытки объединения бывших офицеров в рабочие артели на стратегически важных объектах портового и же лезнодорожного хозяйства в Архангельске и в ряде других районов Севера, что было продиктовано не только потребностью их выживания в условиях разру шения старой армии, но и собирания сил для антисоветской борьбы. 23 февраля 1918 года Архангельский губисполком объявил военно-грузо- вые районы Архангельского порта на осадном положении. А несколькими дня ми раньше, 19 февраля, Совнарком, обсуждая вопросы внешней политики и обороны Советской России, рассмотрел в связи с этим и проблему положения дел и состояния грузов в Архангельском порту. 23 февраля Совнарком поста новил предложить Целедфлоту и Комиссии по разгрузке Архангельского порта войти в тесный контакт и совместно принять срочные меры к спасению грузов от гибели636. Вслед за этим 25 февраля решением СНК была создана Чрезвычайная ко миссия по разгрузке Архангельского порта (ЧКОРАП) в составе трех человек под председательством большевика С.Н. Сулимова, которой было предписано немедленно приступить к работе и организовать вывоз грузов из Архангельска в центр страны637. Появление сотрудников ЧКОРАП в Архангельске и начало их деятельнос ти вызывает негативную реакцию британской стороны. 4 марта консул Д. Янг 213
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz