Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
рых нам грозит гибель». Подчёркивалось, что эти требования считаются неот ложными, ибо «стороны, ведущие гражданскую войну, обрекая на гибель Мур манскую дорогу, губят и сами себя, и ... каждая минута промедления в созда нии сильной власти может стоить России бесповоротного развала и гибели»528. Тем временем в северных губерниях всё активнее звучали идеи региона лизма и отстаивания своих региональных интересов как во взаимоотношениях с центром, так и с соседями. Так, на заседаниях Архангельского Совета рабо чих и солдатских депутатов неоднократно вставал вопрос о создании Архан гельской республики. 5 ноября 1917 года в докладе председателя исполкома Архангельского Совета В.В. Бустрема подробно характеризовалась ситуация в нём, складывание отношений с другими Советами, возникавшими в губернии и на Севере, и взаимоотношениях с Петроградским Советом. Включение Ар хангельского Совета в северную областную организацию создало, по его мне нию, нетерпимую зависимость Архангельска от Вологды, зачастую лишая Ар хангельский Совет прямого представительства. Одновременно Бустремом был поставлен и вопрос о взаимосвязи Совета рабочих и солдатских депутатов с губернским Советом крестьянских депутатов, в том числе посредством обмена делегатами не только в Советах, но и в исполкомах. Бустрем указывал на то, что в эти дни создалось впечатление, будто испол ком перестал выражать мнение Совета, что на прошлом собрании было под чёркнуто формулой перехода. Он заявил, что исполком существует более полу- года и, если группировка за это время в Совете изменилась, то эти изменения необходимо отразить и в составе исполкома. Именно это, указывал Бустрем, побудило исполком подать в отставку и провести новые выборы, а не принятие политической резолюции по текущему моменту, что в целом не противоречит взглядам большинства членов исполкома. Стремление создать новый автори тетный исполнительный орган Совета, отражающий новую группировку и со отношение сил в нём, и предопределило отставку исполкома старого состава529. На этом заседании Совета Бустрем подробно остановился и на деятельности учреждённого в Архангельске Ревкома, пытаясь обосновать правомерность и целесообразность его существования. Он утверждал, что были попытки «тём ных лиц» использовать момент для своих целей, но они были предотвращены. В качестве примера авторитета и характера деятельности Ревкома Бустрем ука зывал на то, что главноначальствующий распорядился распространить приказ Керенского, но Ревком заставил его отменить это распоряжение, запретив на бу дущее распространение политических приказов без разрешения Ревкома. В составе Ревкома было к этому времени уже 38 человек, и все отделы ра ботали, по его оценке, «сносно». Касаясь «политической физиономии» Ревко ма, Бустрем добавил «нельзя сказать, что наше участие в нём было невозмож но» и высказался за более активное участие Совета в работе Ревкома и усиле ние влияния на его деятельность530. До проведения выборов нового исполкома Совета был создан Временный комитет в составе 25 человек: 8 большевиков, 12 представителей так называ емого «делового» списка (меньшевики и эсеры), 2 представителя маймаксан- ских рабочих и 3 моряков. Одновременно были опубликованы шесть списков кандидатов в новый состав исполкома Совета, наиболее крупным из которых был список социал-демократов (объединённый), включавший представителей разных фракций меньшевиков - 25 человек, эсеров - 18 человек, большеви ков - 15, комитета армии и флота - 4 и лесопильных заводов Маймаксы - 2531. 178
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz