Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

рых нам грозит гибель». Подчёркивалось, что эти требования считаются неот­ ложными, ибо «стороны, ведущие гражданскую войну, обрекая на гибель Мур­ манскую дорогу, губят и сами себя, и ... каждая минута промедления в созда­ нии сильной власти может стоить России бесповоротного развала и гибели»528. Тем временем в северных губерниях всё активнее звучали идеи региона­ лизма и отстаивания своих региональных интересов как во взаимоотношениях с центром, так и с соседями. Так, на заседаниях Архангельского Совета рабо­ чих и солдатских депутатов неоднократно вставал вопрос о создании Архан­ гельской республики. 5 ноября 1917 года в докладе председателя исполкома Архангельского Совета В.В. Бустрема подробно характеризовалась ситуация в нём, складывание отношений с другими Советами, возникавшими в губернии и на Севере, и взаимоотношениях с Петроградским Советом. Включение Ар­ хангельского Совета в северную областную организацию создало, по его мне­ нию, нетерпимую зависимость Архангельска от Вологды, зачастую лишая Ар­ хангельский Совет прямого представительства. Одновременно Бустремом был поставлен и вопрос о взаимосвязи Совета рабочих и солдатских депутатов с губернским Советом крестьянских депутатов, в том числе посредством обмена делегатами не только в Советах, но и в исполкомах. Бустрем указывал на то, что в эти дни создалось впечатление, будто испол­ ком перестал выражать мнение Совета, что на прошлом собрании было под­ чёркнуто формулой перехода. Он заявил, что исполком существует более полу- года и, если группировка за это время в Совете изменилась, то эти изменения необходимо отразить и в составе исполкома. Именно это, указывал Бустрем, побудило исполком подать в отставку и провести новые выборы, а не принятие политической резолюции по текущему моменту, что в целом не противоречит взглядам большинства членов исполкома. Стремление создать новый автори­ тетный исполнительный орган Совета, отражающий новую группировку и со­ отношение сил в нём, и предопределило отставку исполкома старого состава529. На этом заседании Совета Бустрем подробно остановился и на деятельности учреждённого в Архангельске Ревкома, пытаясь обосновать правомерность и целесообразность его существования. Он утверждал, что были попытки «тём­ ных лиц» использовать момент для своих целей, но они были предотвращены. В качестве примера авторитета и характера деятельности Ревкома Бустрем ука­ зывал на то, что главноначальствующий распорядился распространить приказ Керенского, но Ревком заставил его отменить это распоряжение, запретив на бу­ дущее распространение политических приказов без разрешения Ревкома. В составе Ревкома было к этому времени уже 38 человек, и все отделы ра­ ботали, по его оценке, «сносно». Касаясь «политической физиономии» Ревко­ ма, Бустрем добавил «нельзя сказать, что наше участие в нём было невозмож­ но» и высказался за более активное участие Совета в работе Ревкома и усиле­ ние влияния на его деятельность530. До проведения выборов нового исполкома Совета был создан Временный комитет в составе 25 человек: 8 большевиков, 12 представителей так называ­ емого «делового» списка (меньшевики и эсеры), 2 представителя маймаксан- ских рабочих и 3 моряков. Одновременно были опубликованы шесть списков кандидатов в новый состав исполкома Совета, наиболее крупным из которых был список социал-демократов (объединённый), включавший представителей разных фракций меньшевиков - 25 человек, эсеров - 18 человек, большеви­ ков - 15, комитета армии и флота - 4 и лесопильных заводов Маймаксы - 2531. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz