Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
отношения. Церковь владела ценным имуществом, получала большой доход. Сельские церковные принты, имея 30-40 и более десятин земли (пахотной и сенокосной), в условиях крестьянского малоземелья, часто не занимались ей и сдавали её в аренду, а, кроме того, по утверждению автора статьи, занимались поборами с крестьян. В условиях революции это вело к усиливавшемуся раз ладу с крестьянством. В итоге духовенство, по утверждению «Воли Севера», ушло в себя, жило замкнутой кастой, не желая примириться с обновлением495. Ответом на эти обвинения стала статья «Голос духовенства», опубликован ная 1 сентября в газете «Архангельск». Её автор, скрывавшийся за подписью «священник», отвергал обвинения в контрреволюционности и обогащении за счёт крестьянства. Он писал, что не только в Архангельске, но и съезд духо венства и мирян в Москве, заявили, что духовенство и церковное общество думают только о благе России, а не о возврате к старому строю. Они идут на необходимые жертвы, связанные с войной. В статье утверждалось, что духо венство не мешало введению земства в Архангельской губернии. Касаясь мате риального положения лиц духовного звания, автор указывал, что 300-400 руб лей жалования священников - это нищенская подачка государства. В Карелии же духовенство голодает. Городское духовенство является исключением, гово рилось в статье, в то время как «Воля Севера» всё время поносила сельских священнослужителей. Автор отвергал и обвинение в земельном богатстве ду ховенства. 15 сентября «Архангельские епархиальные ведомости» ответили на мате риалы газеты «Воля Севера» статьёй «Наши клеветники», в которой отверга лись все обвинения, высказываемые в адрес северного духовенства496. Тем не менее, «Воля Севера» продолжила дискуссию о духовенстве ещё ря дом критических статей, опубликованных в августе - октябре 1917 года. «Мас са духовенства, - по утверждению газеты, - шла на поводу у черносотенных архиереев. И лишь единицы вели себя иначе. Касаясь плохого материального положения духовенства, особенно сельского, признавалось, что это действи тельно было характерно для ряда уездов. Авторы статей в этой газете указы вали на необходимость отделения церкви от государства. Утверждая то, что масса духовенства шла на поводу у событий и не могла поднять голос против насилия и произвола старой, «Воля Севера» призывала сейчас смыть это пятно его действенным отношением к делу свободы и революции497. «У нас на Руси сейчас разброд, - писал в начале сентября 1917 года, раз мышляя над происходящим, архангельский журналист Г. Виллиам. - Мы все - инако мыслящие, мы все на поверхностный взгляд - враги. Одни упорно отыскивают и искореняют контрреволюцию; другие скорбят, что наша родина перестала быть великодержавной страной; третьи наслаждаются скабрезным фарсом, ходят в кинематографы и под шумок набивают себе карманы, между делом благочестиво вздыхая: “Эх, если бы теперь да хорошую палку..,”»498. Тематика культуры, просвещения, образования русского народа в целом и северян, в частности, единения народа и интеллигенции занимала важное место в общественной жизни Русского Севера в 1917 году. Именно в негра мотности и малограмотности основной части населения виделся корень зла, безразличного отношения к происходящему, традиционного русского раз гильдяйства, а также таких нарастающих негативных явлений как пьянство и хулиганство. Нередко последние рассматривалось и как часть глубокого со циокультурного кризиса, связанного с революцией. Этой проблеме была пос 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz