Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
В течение 1917 года в России и на Русском Севере, в частности, происходил быстрый рост популярности социалистических идей. Это было удивительным для, казалось бы, неготового в основной своей массе к восприятию этих идей общества. Но социалистические идеи пришли на российскую землю в свое образных одеждах. Их восприятие было идеалистическим, социализм наде лялся всевозможными привлекательными чертами. Идеи равенства, братства, свободы, справедливости, пропагандировавшиеся социалистами и нередко ас социировавшиеся в массовом сознании с основными догматами христианства, были близки широким слоям рабочего класса, крестьянства и части интелли генции, т.е. абсолютному большинству населения страны. Общинные тради ции, несмотря на попытки выкорчевать их в ходе столыпинских реформ, были по-прежнему укоренены в массовом сознании и не только крестьян, но и зна чительной части рабочего класса, а идеи «чёрного передела» были сопряжены с идеалами «крестьянского социализма» с опорой на общину. Учитывая рост популярности социалистических идей, борьба за их трак товку и использование в своих интересах развернулась не только между раз личными социалистическими партиями, но и Православной церковью, в т.ч. северным духовенством. Северные церковнослужители осенью 1917 года вы ступали с докладами и статьями, посвящёнными заслугам и ошибкам социа лизма, христианскому социализму и др. В них подчёркивалось, например, что социализм глубоко ошибается, не признавая собственности. Величайшей опасностью называлось исключительное внимание социализма к земле и обе щание дать хлеб и сытость с забвением высших запросов человеческого духа. Обращаясь к одному из наиболее привлекательных и модных революционных лозунгов, утверждалось, что «истинная свобода, равенство и братство даются только христианством»493. Идеализация и иконизация социалистических идей в России происходила в 1917 году одновременно с отрицанием буржуазно-демократических идей и ли беральных ценностей, с резкой критикой капитализма и его конкретных пред ставителей. Российская буржуазия, её политические партии и организации в центре и на местах, отдельные предприниматели оказывались во всё более трудном положении. В условиях стремительной поляризации и радикализации общества их всё чаще именовали «врагами народа». Один из северных завод чиков признавался осенью 1917 года, что «завидует недавно умершему круп ному предпринимателю, так как смерть освободила его от тяжёлой совместной деятельности с революционными рабочими»494. Утрачивали свои прежние позиции и авторитет Церковь и духовенство, претендовавшие ранее на выполнение основных идеологических функций, контроль над умами, нравами и моралью населения. Это было характерно и для северных губерний. Анализ материалов периодической печати 1917 года свидетельствует о развернувшейся в ней критике духовенства по широкому кругу идейно-политических и экономических вопросов. «Церковь, замкнув шись в своих холодных стенах, утратила дух боготворящий, - писала, на пример, газета Архангельского Совета крестьянских депутатов «Воля Се вера». - Духовенство, став на страже интересов только сильных и богатых, а не «страждущих и обременённых», потеряло навсегда свой авторитет в среде трудового народа». Простой народ давно отпал от церкви, утверждала газета, а если и идёт в неё, то только по привычке, просто из приличия и по старин ному обычаю. Свою роль в отходе северян от церкви играли и имущественные 165
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz