Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

В течение 1917 года в России и на Русском Севере, в частности, происходил быстрый рост популярности социалистических идей. Это было удивительным для, казалось бы, неготового в основной своей массе к восприятию этих идей общества. Но социалистические идеи пришли на российскую землю в свое­ образных одеждах. Их восприятие было идеалистическим, социализм наде­ лялся всевозможными привлекательными чертами. Идеи равенства, братства, свободы, справедливости, пропагандировавшиеся социалистами и нередко ас­ социировавшиеся в массовом сознании с основными догматами христианства, были близки широким слоям рабочего класса, крестьянства и части интелли­ генции, т.е. абсолютному большинству населения страны. Общинные тради­ ции, несмотря на попытки выкорчевать их в ходе столыпинских реформ, были по-прежнему укоренены в массовом сознании и не только крестьян, но и зна­ чительной части рабочего класса, а идеи «чёрного передела» были сопряжены с идеалами «крестьянского социализма» с опорой на общину. Учитывая рост популярности социалистических идей, борьба за их трак­ товку и использование в своих интересах развернулась не только между раз­ личными социалистическими партиями, но и Православной церковью, в т.ч. северным духовенством. Северные церковнослужители осенью 1917 года вы­ ступали с докладами и статьями, посвящёнными заслугам и ошибкам социа­ лизма, христианскому социализму и др. В них подчёркивалось, например, что социализм глубоко ошибается, не признавая собственности. Величайшей опасностью называлось исключительное внимание социализма к земле и обе­ щание дать хлеб и сытость с забвением высших запросов человеческого духа. Обращаясь к одному из наиболее привлекательных и модных революционных лозунгов, утверждалось, что «истинная свобода, равенство и братство даются только христианством»493. Идеализация и иконизация социалистических идей в России происходила в 1917 году одновременно с отрицанием буржуазно-демократических идей и ли­ беральных ценностей, с резкой критикой капитализма и его конкретных пред­ ставителей. Российская буржуазия, её политические партии и организации в центре и на местах, отдельные предприниматели оказывались во всё более трудном положении. В условиях стремительной поляризации и радикализации общества их всё чаще именовали «врагами народа». Один из северных завод­ чиков признавался осенью 1917 года, что «завидует недавно умершему круп­ ному предпринимателю, так как смерть освободила его от тяжёлой совместной деятельности с революционными рабочими»494. Утрачивали свои прежние позиции и авторитет Церковь и духовенство, претендовавшие ранее на выполнение основных идеологических функций, контроль над умами, нравами и моралью населения. Это было характерно и для северных губерний. Анализ материалов периодической печати 1917 года свидетельствует о развернувшейся в ней критике духовенства по широкому кругу идейно-политических и экономических вопросов. «Церковь, замкнув­ шись в своих холодных стенах, утратила дух боготворящий, - писала, на­ пример, газета Архангельского Совета крестьянских депутатов «Воля Се­ вера». - Духовенство, став на страже интересов только сильных и богатых, а не «страждущих и обременённых», потеряло навсегда свой авторитет в среде трудового народа». Простой народ давно отпал от церкви, утверждала газета, а если и идёт в неё, то только по привычке, просто из приличия и по старин­ ному обычаю. Свою роль в отходе северян от церкви играли и имущественные 165

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz