Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

лов, морской торговли с иностранцами. Современная ситуация характеризова­ лась упадком каботажного флота и морских промыслов, отсутствовали благо­ устроенные пути сообщения, грунтовые трактовые дороги, было мало школ. Наблюдался упадок судостроения, отсутствовали порты-убежища, и всё это вело к общему упадку и застою в экономическом и культурном строительстве. Сравнивая ситуацию в регионе с Финляндией и Норвегией, автор с грустью констатировал отставание Русского Севера. В то же время развитие рыбных, а в последнее время и звериных промыслов в Норвегии, существующая в ней свобода культурного развития, способствовали, по утверждению Ануфриева, тому, что «эта бедная датская провинция» превратилась в самостоятельное, бо­ гатое, сильное в морской торговле государство. Автор считал, что и северная окраина при культурном и нормальном развитии могла бы находиться на уров­ не соседних стран - Финляндии и Норвегии. Констатируя сложную ситуацию на Русском Севере, автор полагал, что власть не должна оставлять его в заброшенном виде. Он уделял значительное внимание коренному населению края - поморам, указывая на универсальный характер их деятельности: помор - и сельский хозяин, и моряк, и рыбопро­ мышленник. «Как бы ни был тёмен и неразвит помор, он остался не забитым и не порабощённым, как мужик средней России, где крепостничество преврати­ ло человека в раба», - указывал автор статьи. На Севере этого не было, и помор всегда оставался свободен в своих действиях и суждениях. А такое население скорее, чем кто-либо, примет всё культурное, полагал Ануфриев, и при пра­ вильном развитии скоро достигнет требуемого гражданского уровня и будет способно к возрождению родного Севера. Автор ставил во главу угла преобразования региона культурное развитие его коренного населения, решение культурно-просветительных задач, устрой­ ство школ, курсов. Начинать, по его мнению, следовало с временных курсов и лекций, передвижных школ, курсов непосредственно на местах, в сёлах и де­ ревнях «с приглашением идейных учителей и лекторов с хорошим вознаграж­ дением». Ануфриев считал необходимым развитие школьной системы, при­ чём, школ всех типов: начальные - в деревнях (не менее 25 дворов); 3-класс- ные (по типу городских училищ) во всех уездных городах и селах, где не менее 100-150 дворов; гимназии или реальные училища - в уездных городах, поса­ дах и селах, где имелось не менее 300-500 дворов; в Архангельске - политех­ никумы и высшее морское и техническое училища. Указывалось и на необхо­ димость создания профессиональных, ремесленных, сельскохозяйственных, рыбацких и других школ. Автор считал целесообразным организацию мор­ ских промысловых артелей на кооперативных началах. При новом строе могла бы развернуться активная колонизация Архангель­ ской губернии, которая могла принять, по мнению автора, до 1 миллиона на­ селения. Но он вновь подчёркивал необходимость для этого в первую очередь развития народного образования, затем промыслов, морского торгового флота, дорог (местного сообщения и для связи с центром), осушения болот, развития скотоводства и луговодства. Если народ, поморы не будут готовы взять всё это дело в свои руки (при содействии новых властей страны), то государству, ут­ верждал Ануфриев, придётся прибегать к услугам крупного капитала и помо­ щи иностранного капитала484. В печати поднималась тема железнодорожного строительства как важного фактора освоения и развития Русского Севера. Как успешный пример рассмат­ 163

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz