Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
лов, морской торговли с иностранцами. Современная ситуация характеризова лась упадком каботажного флота и морских промыслов, отсутствовали благо устроенные пути сообщения, грунтовые трактовые дороги, было мало школ. Наблюдался упадок судостроения, отсутствовали порты-убежища, и всё это вело к общему упадку и застою в экономическом и культурном строительстве. Сравнивая ситуацию в регионе с Финляндией и Норвегией, автор с грустью констатировал отставание Русского Севера. В то же время развитие рыбных, а в последнее время и звериных промыслов в Норвегии, существующая в ней свобода культурного развития, способствовали, по утверждению Ануфриева, тому, что «эта бедная датская провинция» превратилась в самостоятельное, бо гатое, сильное в морской торговле государство. Автор считал, что и северная окраина при культурном и нормальном развитии могла бы находиться на уров не соседних стран - Финляндии и Норвегии. Констатируя сложную ситуацию на Русском Севере, автор полагал, что власть не должна оставлять его в заброшенном виде. Он уделял значительное внимание коренному населению края - поморам, указывая на универсальный характер их деятельности: помор - и сельский хозяин, и моряк, и рыбопро мышленник. «Как бы ни был тёмен и неразвит помор, он остался не забитым и не порабощённым, как мужик средней России, где крепостничество преврати ло человека в раба», - указывал автор статьи. На Севере этого не было, и помор всегда оставался свободен в своих действиях и суждениях. А такое население скорее, чем кто-либо, примет всё культурное, полагал Ануфриев, и при пра вильном развитии скоро достигнет требуемого гражданского уровня и будет способно к возрождению родного Севера. Автор ставил во главу угла преобразования региона культурное развитие его коренного населения, решение культурно-просветительных задач, устрой ство школ, курсов. Начинать, по его мнению, следовало с временных курсов и лекций, передвижных школ, курсов непосредственно на местах, в сёлах и де ревнях «с приглашением идейных учителей и лекторов с хорошим вознаграж дением». Ануфриев считал необходимым развитие школьной системы, при чём, школ всех типов: начальные - в деревнях (не менее 25 дворов); 3-класс- ные (по типу городских училищ) во всех уездных городах и селах, где не менее 100-150 дворов; гимназии или реальные училища - в уездных городах, поса дах и селах, где имелось не менее 300-500 дворов; в Архангельске - политех никумы и высшее морское и техническое училища. Указывалось и на необхо димость создания профессиональных, ремесленных, сельскохозяйственных, рыбацких и других школ. Автор считал целесообразным организацию мор ских промысловых артелей на кооперативных началах. При новом строе могла бы развернуться активная колонизация Архангель ской губернии, которая могла принять, по мнению автора, до 1 миллиона на селения. Но он вновь подчёркивал необходимость для этого в первую очередь развития народного образования, затем промыслов, морского торгового флота, дорог (местного сообщения и для связи с центром), осушения болот, развития скотоводства и луговодства. Если народ, поморы не будут готовы взять всё это дело в свои руки (при содействии новых властей страны), то государству, ут верждал Ануфриев, придётся прибегать к услугам крупного капитала и помо щи иностранного капитала484. В печати поднималась тема железнодорожного строительства как важного фактора освоения и развития Русского Севера. Как успешный пример рассмат 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz