Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
на карельском языке. В селениях Ухта, Вокнаволок и Ребола стали создаваться комитеты Карельского просветительского общества, которое призывало гото виться к выборам в Учредительное собрание и выдвигать достойных людей, поддерживающих автономию и способных выработать и отстоять националь ные требования. Эта деятельность вызывала протесты населения, связанно го с Россией. Обсудив вопрос об автономии Карелии, Олонецкое губернское земство высказалось 14 июня против отделения Карелии от России и поручило губернской земской управе развивать школьное дело и улучшить продоволь ственное снабжение населения карельских волостей. Тем временем Карельское просветительское общество вело работу среди карельского населения и разработало проект конституции автономной Каре лии, которая была оглашена на летнем празднике в Ухте, проходившем в июле и собравшем до 9 тысяч жителей Беломорской Карелии. Они активно обсуж дали судьбу Карелии: присоединяться ли ей к Финляндии или добиваться пол ной автономии в составе России. В проекте конституции автономная Карелия рассматривалась как часть России, управлять которой должен был комиссар, назначаемый российским правительством, и органы местного самоуправления, избираемые посредством свободных и демократических выборов. Были пред ложены границы автономной Карелии, включавшие часть территорий Архан гельской и Олонецкой губерний. Предполагалось, что окончательно границы будут определены специальной комиссией из русских и карелов, назначенной Учредительным собранием. Предлагалось и распределение полномочий между властями России и автономной Карелии. Высказывалось пожелание создать особую Карельскую епархию во главе с карельским архиепископом, назначае мым Всероссийским церковным управлением. В проекте предложенной конституции вся земля, леса и природные ре сурсы объявлялись достоянием народа. Половина земельного фонда предна значалась для раздела в собственность крестьянам в вечное потомственное пользование, четверть предполагалось передать в распоряжение волостного самоуправления и столько же - в достояние автономной области. Для прежних владельцев земли предполагалась выплата вознаграждения, «равного труду, употреблённому на её возделывание». В проекте разработанной конституции упоминался и перечень реформ, которые предполагалось провести в различных областях жизни автономной Карелии. Осенью ухтинский наказ Учредительному собранию и проект кон ституции обсуждались в карельских селах и получали одобрение местного населения. Временное правительство не ответило на поставленные перед ним вопросы, что вызывало недоверие к власти488. Вместе с тем, с кем быть в этой борьбе - с русскими или с финнами и каким должно быть политическое бу дущее - оставалось вопросом, на который жители Олонецкой губернии, в том числе карелы, отвечали по-разному. При первоочередном внимании северной общественности и периодической печати к социально-политическим проблемам предметом размышлений ста новятся в это сложное время и повседневные проблемы бытия, организация экономической жизни. Газета «Архангельск» поместила, например, в первой декаде августа две большие статьи И. Ануфриева под названием «От старо го строя к новой жизни русского севера», где рассматривались проблемы со временности и будущего Архангельской губернии, Поморья. Благосостояние края, по мнению автора, всегда зависело от мореплавания, морских промыс 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz