Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

В ряде деревень Олонецкой губернии имели место выступления против зем­ ских управ, крестьяне отказывались от уплаты налогов и исполнения повинно­ стей460. В дальнейшем крестьянские выступления на Севере нарастали. Важным вопросом сельской жизни Севера и в целом развития обществен­ но-политических процессов на местах являлось реформирование системы местного самоуправления. При этом в Вологодской и Олонецкой губерниях речь после Февральской революции шла о реформировании существовавше­ го земства, а в Архангельской губернии земство предстояло создать. В ста­ рых земских губерниях надлежало расширить права и возможности земских учреждений в сравнении с периодом самодержавия. При этом, как уже отме­ чалось, Временное правительство делало на земские учреждения и земские кадры особую ставку, и именно из их числа назначались правительственные комиссары. Но во многих местах северяне, недовольные работой старого, цен­ зового земства, не соглашались с подобными назначениями. В результате из десяти уездов Вологодской губернии лишь в двух председатели земских управ остались в должности правительственных комиссаров. Иногда дело доходило до смещения всего состава старых земских управ, включая председателя, и по­ следующих всесословных выборов461. На Севере, как и в других губерниях России, столкнулись две тенденции и течения реформирования земских учреждений: «сверху», на основе распоря­ жений Временного правительства, и «снизу», по инициативе местных органи­ заций, партий, движений, граждан. Чтобы сохранить контроль за ситуацией в регионах и на местах, Временное правительство приступило к реформирова­ нию системы самоуправления. Для его разработки в марте было создано осо­ бое правительственное совещание, результатом деятельности которого стали 46 законопроектов, наиболее важные из которых были утверждены правитель­ ством в мае-июне 1917 года. Одним из самых важных и долгожданных стал «Закон о волостном зем­ ском управлении», который был встречен на местах с воодушевлением. Появи­ лась, наконец, «мелкая земская единица», и волостное земское самоуправление виделось как основа нового, демократического государственного устройства, а вместе с реформированным губернским и уездным земством оно должно было стать гарантией демократии, широкого привлечения населения к решению во­ просов региональной и местной жизни. В целом, на протяжении весны-лета земская идея была весьма популярной у северного крестьянства. В дальнейшем обратимся к результатам августовско-осенних выборов 1917 года в земства на Севере. Попытки создать земское самоуправление в Архангельской губернии не­ однократно предпринимались с 1864 года, но безрезультатно. И лишь после Февральской революции, по инициативе «снизу» начинается становление зем­ ского самоуправления в волостях и уездах. Организационное и финансовое со­ действие их созданию оказывала кооперация. Уже характеризовавшийся выше процесс создания в апреле Временного губернского комитета и его деятель­ ность способствовали тому, чтобы в дальнейшем вместо «временного земства» было создано постоянное, а закон о местном самоуправлении отвечал местным условиям. Четыре делегата Временного губернского комитета - Я.П. Левани- дов, М.Я. Катель, С.Н. Трубин и В.В. Шипчинский выезжали в столицу, где участвовали в работе по подготовке положения о земстве в Архангельской гу­ бернии. 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz