Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
хиальных новостей» летом 1917 года священник Венедикт Титов. «Православ ные люди просят нас сказать, как мы, духовенство, относимся к современной политической жизни», - ставил вопрос автор статьи и утверждал, что духовен ство не должно молчать. «Мы - представители церкви - давно сознавали порабощение церкви, скорбели об этом, но порвать с этим были бессильны и вынуждены были мол чать», - говорилось в статье. Два столетия церковь была лишена самостоятель ного существования и была Ведомством Православного Исповедания. «До сего времени живое тело церкви было раздроблено на части: духовенство и миря не были как бы чужды друг другу, а местами даже враждебны», - утверждал автор. - На паству учили нас смотреть как на элемент опасный, который сле дует держать подальше от церковного управления». «Пока церковь опиралась на Государственную власть, то эта позиция казалась нам, пожалуй, и спаси тельною, - продолжал свои размышления Титов, - но когда эта надежда рухну ла - в наши сердца проникло некоторое беспокойство за будущее нашего «я» и «церкви» и - даже страх перед ожидающими нас испытаниями». «Но сейчас, когда народ сбросил с себя иго рабства, то и духовенство ищет свободы церкви, - вполне ясно сознавая, что только свободная церковь может служить народному благу, - писал автор. - И, если сейчас народ возродился к новой свободной жизни и ликует, то ясно, что и для церкви прежний режим был тоже губительным и церковь Христова должна приобщиться к общей на родной радости». «Иметь дело с подневольными христианами, с христианами по имени - было тяжелой обузой для церкви, - утверждалось в статье. - И вот сейчас церковь, освободившись от своих гнилых, мёртвых членов, с оставши мися живыми силами, т.е. истинными христианами, должна слиться, срастись в одно - подлинно живое тело». В управление церкви, по мнению автора ста тьи, должен был быть введён церковный порядок, т.е. она будет управляться всем обществом, всем народом. «Единственное спасение для церкви и духовенства в настоящую критиче скую минуту - это церковное дело сделать делом народным», - полагал Титов и утверждал, что «в единении с народом - величайшая сила церкви». Он вы ступал за освобождение церкви от государственного давления, но против тези са, что религия есть частное дело. Автор статьи считал нравственной обязанно стью духовенства идти навстречу народу в его культурной нужде. Он указывал, что в настоящее время, когда в деревню направилась армия агитаторов, цер ковь должна предупредить опасные требования, используя орудие проповеди. Вместе с тем, в статье отмечалось, что «церковная кафедра - не политическая трибуна, и духовенство должно давать правдивый ответ, уклоняясь от влияния, убеждений и агитации». Общение же священника с политическими партиями, полагал автор, должно происходить не как священника, а как гражданина. «Церковь живёт и будет существовать при любом политическом строе», утверждалось в статье, но необходимо «содействовать тому, чтобы строй был основан на началах, согласных с благом народным». Автор называл священ ников единственной интеллектуальной силой в деревне, и они, по его мнению, должны были оказать услугу и государству, и пастве. «Наш идеал - братство людей и народов, - подчёркивалось в заключении статьи. - Без церкви народу нельзя»454. Между тем, у местного населения резко изменилось отношение к церкви и священнослужителям. «С революции 1917 года священники и я, в том чис 148
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz