Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

хиальных новостей» летом 1917 года священник Венедикт Титов. «Православ­ ные люди просят нас сказать, как мы, духовенство, относимся к современной политической жизни», - ставил вопрос автор статьи и утверждал, что духовен­ ство не должно молчать. «Мы - представители церкви - давно сознавали порабощение церкви, скорбели об этом, но порвать с этим были бессильны и вынуждены были мол­ чать», - говорилось в статье. Два столетия церковь была лишена самостоятель­ ного существования и была Ведомством Православного Исповедания. «До сего времени живое тело церкви было раздроблено на части: духовенство и миря­ не были как бы чужды друг другу, а местами даже враждебны», - утверждал автор. - На паству учили нас смотреть как на элемент опасный, который сле­ дует держать подальше от церковного управления». «Пока церковь опиралась на Государственную власть, то эта позиция казалась нам, пожалуй, и спаси­ тельною, - продолжал свои размышления Титов, - но когда эта надежда рухну­ ла - в наши сердца проникло некоторое беспокойство за будущее нашего «я» и «церкви» и - даже страх перед ожидающими нас испытаниями». «Но сейчас, когда народ сбросил с себя иго рабства, то и духовенство ищет свободы церкви, - вполне ясно сознавая, что только свободная церковь может служить народному благу, - писал автор. - И, если сейчас народ возродился к новой свободной жизни и ликует, то ясно, что и для церкви прежний режим был тоже губительным и церковь Христова должна приобщиться к общей на­ родной радости». «Иметь дело с подневольными христианами, с христианами по имени - было тяжелой обузой для церкви, - утверждалось в статье. - И вот сейчас церковь, освободившись от своих гнилых, мёртвых членов, с оставши­ мися живыми силами, т.е. истинными христианами, должна слиться, срастись в одно - подлинно живое тело». В управление церкви, по мнению автора ста­ тьи, должен был быть введён церковный порядок, т.е. она будет управляться всем обществом, всем народом. «Единственное спасение для церкви и духовенства в настоящую критиче­ скую минуту - это церковное дело сделать делом народным», - полагал Титов и утверждал, что «в единении с народом - величайшая сила церкви». Он вы­ ступал за освобождение церкви от государственного давления, но против тези­ са, что религия есть частное дело. Автор статьи считал нравственной обязанно­ стью духовенства идти навстречу народу в его культурной нужде. Он указывал, что в настоящее время, когда в деревню направилась армия агитаторов, цер­ ковь должна предупредить опасные требования, используя орудие проповеди. Вместе с тем, в статье отмечалось, что «церковная кафедра - не политическая трибуна, и духовенство должно давать правдивый ответ, уклоняясь от влияния, убеждений и агитации». Общение же священника с политическими партиями, полагал автор, должно происходить не как священника, а как гражданина. «Церковь живёт и будет существовать при любом политическом строе», утверждалось в статье, но необходимо «содействовать тому, чтобы строй был основан на началах, согласных с благом народным». Автор называл священ­ ников единственной интеллектуальной силой в деревне, и они, по его мнению, должны были оказать услугу и государству, и пастве. «Наш идеал - братство людей и народов, - подчёркивалось в заключении статьи. - Без церкви народу нельзя»454. Между тем, у местного населения резко изменилось отношение к церкви и священнослужителям. «С революции 1917 года священники и я, в том чис­ 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz