Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

щим». Ильинский сравнивал это со страшным взрывом на Бакарице в январе 1917 года и задавался вопросом, чем поддерживать себя верующему человеку. Но работа идёт своим чередом, продолжал автор статьи, железнодорожные служащие, мастеровые и рабочие ведут себя корректно на манифестациях и собраниях, служащие объединяются в организации с целью гражданского и нравственного воспитания своих членов и разрешения вопросов экономиче­ ского характера. И духовенству надлежит принять в этом участие. «Какое ме­ сто занять духовенству в политической жизни страны и как относиться к на­ родному движению - с этим вопросом связаны наши заботы о возрождении церковной жизни»449, - заключал Ильинский свою статью. В апрельском воззвании Архангельского Союза объединенного к епархи­ альному духовенству и всем трудящимся на ниве Божией указывалось на по­ требность «тесного братского общения и единения». Указывалось, что нет возврата к прошлому, и отныне жизнь церкви происходит в условиях обнов­ лённого государственного строя. Надлежало принять новый государственный порядок и добиваться единения с верующим народом, выступать за подъём ду­ ха и энтузиазма. «Призывайте народ к полному единению, к забвению мелоч­ ных счётов и недоразумений, за решимость победить внешнего врага Русского Народа»450, - подчёркивалось в этом документе. Значительная часть провинциального духовенства, писала вологодская га­ зета «Северное эхо», с сочувствием встретила свободный строй, но в духов­ ной среде имеют место и другие настроения, и в том числе черносотенная про­ паганда за возврат старого строя. Нараставшая дифференциация суждений и действий духовенства была характерна не только для Севера, где эти явления носили ещё относительно сглаженный характер, но и для страны в целом451. Вопросы у духовенства вызывало проведённое изъятие церковно-приходских школ из ведения церковного ведомства и передача их Министерству народного просвещения. Принципиально не возражая против этого, церковнослужители за­ давались вопросом, останется ли обучение Закону Божьему, будут ли молиться в школе, будут ли в праздники коллективно посещать церковные богослужения и принимать участие в чтении и пении. От лица духовенства подчёркивалось, что религия, вера в Бога есть «краеугольный камень правильной народной жизни», и его не следует отодвигать в сторону, но надлежит ставить во главу угла452. Состоявшийся в Архангельске в июне 1917 года общеепархиальный съезд духовенства и мирян направил телеграмму Временному правительству, в кото­ рой указывалось, что, «переживая со всей Великой Россией радость обновлён­ ного строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную го­ товность всеми силами содействовать ему в устроении государственной жиз­ ни, в доведении войны до победного конца». «Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нём доброжела­ тельное и заботливое отношение к нуждам православной церкви», - подчёрки­ валось в телеграмме. В телеграмме, направленной от лица этого съезда обер-прокурору Священ­ ного Синода, приветствовался обновленный состав этого органа, и высказыва­ лась надежда, что «свободная церковь утвердится в свободном народе на на­ чалах проникновения общественной жизни вечными идеалами христианства, любви, правды, братства и единения всего тела церкви»453. С большой и интересной статьей о будущем православной церкви и духо­ венства в обновлённой России выступил на страницах «Архангельских епар­ 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz