Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
щим». Ильинский сравнивал это со страшным взрывом на Бакарице в январе 1917 года и задавался вопросом, чем поддерживать себя верующему человеку. Но работа идёт своим чередом, продолжал автор статьи, железнодорожные служащие, мастеровые и рабочие ведут себя корректно на манифестациях и собраниях, служащие объединяются в организации с целью гражданского и нравственного воспитания своих членов и разрешения вопросов экономиче ского характера. И духовенству надлежит принять в этом участие. «Какое ме сто занять духовенству в политической жизни страны и как относиться к на родному движению - с этим вопросом связаны наши заботы о возрождении церковной жизни»449, - заключал Ильинский свою статью. В апрельском воззвании Архангельского Союза объединенного к епархи альному духовенству и всем трудящимся на ниве Божией указывалось на по требность «тесного братского общения и единения». Указывалось, что нет возврата к прошлому, и отныне жизнь церкви происходит в условиях обнов лённого государственного строя. Надлежало принять новый государственный порядок и добиваться единения с верующим народом, выступать за подъём ду ха и энтузиазма. «Призывайте народ к полному единению, к забвению мелоч ных счётов и недоразумений, за решимость победить внешнего врага Русского Народа»450, - подчёркивалось в этом документе. Значительная часть провинциального духовенства, писала вологодская га зета «Северное эхо», с сочувствием встретила свободный строй, но в духов ной среде имеют место и другие настроения, и в том числе черносотенная про паганда за возврат старого строя. Нараставшая дифференциация суждений и действий духовенства была характерна не только для Севера, где эти явления носили ещё относительно сглаженный характер, но и для страны в целом451. Вопросы у духовенства вызывало проведённое изъятие церковно-приходских школ из ведения церковного ведомства и передача их Министерству народного просвещения. Принципиально не возражая против этого, церковнослужители за давались вопросом, останется ли обучение Закону Божьему, будут ли молиться в школе, будут ли в праздники коллективно посещать церковные богослужения и принимать участие в чтении и пении. От лица духовенства подчёркивалось, что религия, вера в Бога есть «краеугольный камень правильной народной жизни», и его не следует отодвигать в сторону, но надлежит ставить во главу угла452. Состоявшийся в Архангельске в июне 1917 года общеепархиальный съезд духовенства и мирян направил телеграмму Временному правительству, в кото рой указывалось, что, «переживая со всей Великой Россией радость обновлён ного строя государственной жизни на началах свободы, выражает полную го товность всеми силами содействовать ему в устроении государственной жиз ни, в доведении войны до победного конца». «Призывая Божие благословение на труды Верховного Правительства, съезд надеется видеть в нём доброжела тельное и заботливое отношение к нуждам православной церкви», - подчёрки валось в телеграмме. В телеграмме, направленной от лица этого съезда обер-прокурору Священ ного Синода, приветствовался обновленный состав этого органа, и высказыва лась надежда, что «свободная церковь утвердится в свободном народе на на чалах проникновения общественной жизни вечными идеалами христианства, любви, правды, братства и единения всего тела церкви»453. С большой и интересной статьей о будущем православной церкви и духо венства в обновлённой России выступил на страницах «Архангельских епар 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz