Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
военное время, распространялось и расширялось в масштабах, и одна из север ных газет уже в марте посвятила этому опасному социальному явлению ста тью «Гиены революции»446. Разноречивые тенденции в отношении происходящих в стране революци онных событий наблюдались в рядах северного духовенства. Главным был во прос об отношении к происходившим переменам и обновлению самой церкви. Это было предметом обсуждений на собраниях духовенства и мирян, прохо дивших в северных губерниях. В Архангельске такие собрания проходили 14, 17 и 27 марта, 11, 19, 25 и 28 апреля. «Архангельские епархиальные ведомости» следующим образом инструк тировали духовенство. Оно должно было принимать активное участие в поли тическом строении обновляемой России, вести проповедь начал правды, мира и любви, бороться с проявлениями в жизни нравственного зла. Указывалось, что церковнослужители ни под каким предлогом не должны с церковной три буны «делать политики», а «имя политической партии не должно произносить ся для предотвращения опасности для духовенства втянуться в политическую борьбу». Выступая вне церкви с частными беседами по вопросам политики и другим поводам, надлежало «всемерно соблюдать осторожность». Вместе с тем, не следовало уклоняться от выступления на политических митингах, «где велись речи противоцерковного характера». Духовенство обязывалось «силой слова, с трибуны и вне её бороться против проповеди атеизма, анархизма и на чал, колеблющих нравственные устои жизни» и должно было освещать теку щие события с христианской точки зрения447. Среди отдельных священнослужителей наблюдалось стремление поддер жать процесс революционной перестройки. 18 марта газета «Архангельск» опубликовала письмо-обращение «Духовенству архангельской епархии» от «священника-гражданина». «Свершилось великое дело, - указывалось в нем. - Путы рабства народа пали и наступила новая эра в жизни православного духо венства». Но в то время, когда все слои народа радуются и стремятся к упро чению нового строя, писал автор, «наше архангельское духовенство во главе с архиепископом молчит». Обращение призывало проснуться от рабского сна, бросить рабскую трусость и лень. В документе содержались призывы к вос становлению института выборных благочинных, к изъятию духовного органа «Епархиальные ведомости» из рук казенного реакционного редактора и пере даче его независимой и избранной редакции, к подготовке Всероссийского Уч редительного Собрания и Всероссийского поместного собора. Две с половиной недели спустя та же газета поместила заметку «Упорный священник», в которой рассказывала уже о прямо противоположном явлении в среде духовенства. В селе Лисестрово, под Архангельском, священник И. Фе доров продолжал поминать во время литургии, как и ранее, «благоверного го сударя нашего» и т.п., что вызвало недовольство прихожан, обратившихся в ис полком Совета, который, в свою очередь, передал его Комитету общественной безопасности448. Архангельский священник П. Ильинский опубликовал в апрельской выпу ске «Архангельских епархиальных ведомостей» статью «Мысли вслух (По по воду переживаемых событий)». Совершилось что-то такое совсем необычное, совершенно неожиданное - отказ Государя от власти, - писал автор. Первы ми испытываемыми чувствами и переживаниями были, по его словам, «пол ная растерянность, точно почва ушла из-под ног, невольный страх перед буду 146
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz