Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

Одновременно с устранением или реорганизацией старых учреждений на местах создавались различные новые органы и общественные организации, представлявшие интересы тех или иных групп населения или предназначен­ ные для решения определённых актуальных проблем. С момента революции до пасхи 1917 года число общественных организаций в Архангельске увеличи­ лось с 6 до 68. Но это отражало не только растущую активность архангелого­ родцев и их участие в общественной и политической жизни, решении актуаль­ ных проблем, вопросов управления и самоуправления, но и во многом затруд­ няло их решение. Как писал один из современников: «Несогласованность на протяжении целого месяца действий различных общественных организаций, с одной стороны, и невыполнение ни одною из них некоторых необходимых для правильного хода жизни в губернии административно-хозяйственных функ­ ций, с другой, вызвали настоятельную надобность создать какой-либо цен­ тральный орган, который встал бы во главе управления губернией и направил бы жизнь края по новому руслу»442. Создание эффективной системы местного и регионального управления в стране, и на Севере в частности, было чрезвычайно актуальным в это постре- волюционное время. К числу наиболее влиятельных институтов, претендо­ вавших на выполнение властных и управленческих функций, были админи­ страции губернских комиссаров Временного правительства и комитеты обще­ ственной безопасности. Свои особенности и проблемы в организации власти и управления, как уже отмечалось выше, имелись в каждой из северных губерний. В обращении Ар­ хангельского Комитета общественной безопасности к населению губернии в начале апреля 1917 года указывалось, например, на то, что в отличие от других губерний, где имелись земские самоуправления, теперь пополнявшиеся пред­ ставителями широких народных масс и принимавшие на себя управление кра­ ем, губернией, уездом, в Архангельской губернии таких учреждений не было, а действовавшие ранее правительственные учреждения совершенно растеря­ лись и приостановили свою работу. Поэтому Архангельский КОБ, ссылаясь на проведённое согласование с Временным правительством, постановил учредить Временный губернский комитет, который «вплоть до полной организации земских и городских само­ управлений на широких демократических началах» должен был взять на себя всё хозяйственное и административное управление губернией. Временный гу­ бернский комитет призван был заняться организацией волостных, уездных и губернского земств, а также городского самоуправления. Комитет обществен­ ной безопасности призывал Архангельский и уездные советы и комитеты, об­ щественные организации, органы городского самоуправления, военнослужа­ щих приступить к избранию своих представителей во Временный губернский комитет, подчёркивая необходимость избирать в него граждан, могущих от­ дать всё своё время работе в нём443. Временный губернский комитет должен был функционировать впредь до полной организации земских и реорганизации городских самоуправлений Ар­ хангельской губернии. Этот орган создавался на следующих началах предста­ вительства действующих в губернии организаций: от Совета крестьянских де­ путатов в Архангельского уезда - 9 представителей; от каждого из остальных уездов - 1-3 представителя; от Архангельской городской думы - 5 человек; от остальных уездных городов и посадов - по 1 представителю; от Совета рабо­ 143

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz