Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
ФСЛО был временно назначен начальник морской партии траления Белого мо ря капитан I ранга Н.Э. Викорст. 2 июня он был официально назначен на долж ность командующего флотилией, которую занимал в дальнейшем (с перерыва ми) и после Октябрьской революции, и после антибольшевистского переворота в Архангельске до июля 1919 года. После Февральской революции в Мурманске был арестован бывший на чальник Отряда судов обороны Кольского залива капитан I ранга Н.В. Крот- ков, обвинённый в превышении власти. В апреле в Мурманске были аресто ваны нижними чинами 5 армейских и 10 флотских офицеров по обвинению в контрреволюционной деятельности, а в мае матросы плавмастерской «Ксения» арестовали тут группу офицеров за пьянство416. 23 марта 1917 года умер от разрыва сердца начальник Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива контр-адмирал А.И. Бестужев-Рю мин. После этого указанную должность занимали капитан I ранга С.И. Луто- нин (врио), капитан I ранга М.С. Рощаковский и генерал-майор А.А. Рыбалтов- ский. В сентябре 1917 года была учреждена должность Главного начальника Мурманского укрепрайона и Мурманского отряда судов. На неё был назначен бывший командир крейсера «Аскольд» К.Ф. Кетлинский, произведённый в чин контр-адмирала. Ситуация на море была напряжённой, ибо в феврале 1917 года Германия начала неограниченную подводную войну. 28 (15) марта немецкая неограни ченная блокада, согласно которой подводные лодки могли топить все суда без предупреждения и не заботясь о спасении команды, была распространена и на Северный Ледовитый океан до 75 градуса северной широты. От этого по страдали все северные страны. Так, Швеция потеряла за 7 месяцев этого года больше судов, чем в 1915 и 1916 годах, что серьёзно осложнило её отношения с Германией. С февраля по апрель было потоплено 124 норвежских судна. Рост антинемецких настроений в Норвегии привёл к тому, что на повестку дня был даже поставлен вопрос о возможности вступления её в войну на стороне Ан танты. Но, в конечном итоге, у стран Согласия возобладало мнение, что лучше всё же иметь в лице Норвегии не военного союзника, а благожелательного ней трала417. Сложно развивались события и на северном русском морском театре. В апреле 1917 года здесь вновь появились германские подводные лодки, раз вернувшие боевые действия против транспортных судов, действовавших на морской арктической трассе, связывавшей союзников по Антанте. Те несли значительные потери. В конце апреля в Мурманск пришли английский крей серы «Ифигения», «Интрепид», две подводные лодки и тральщики. В составе английской эскадры на Севере действовало 23 тральщика418. По примеру успешного плавания русских караванов между норвежским го родом Вардё и Кольским заливом было решено направлять большое количе ство пароходов норвежскими водами, а далее их вести под конвоем военных кораблей. Для организации караванов англичане решили создать передовую базу в Печенге. Туда было послано и несколько русских тральщиков. В июне английский отряд Вильямса разместился на летней стоянке в Иоканьге. В свя зи с большими потерями транспортов, следовавших на Русский Север, британ ское Адмиралтейство решило в 1917 году применить систему конвоирования пароходов на всём пути и возможно больше использовать норвежские терри ториальные воды. Самостоятельное плавание судов было отменено. Была обо 134
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz