Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

та в Романове-на-Мурмане и обустройстве портовой территории. Важным де­ лом была признана организация мурманского промысла370. 9 февраля 1917 года газета «Архангельск» поместила большую статью Б. Житкова под названием «Русский Север». В ней подчёркивалась значимость Архангельска и Севера в целом с экономической точки зрения в трёх отноше­ ниях: 1) северные губернии со значительными запасами сырья служат местом приложения сырья и материалов использования этого сырья в стране; 2) из­ вестные категории продуктов могут вывозиться за границу; 3) место транзита для товаров из центральных областей России за границу. В статье указывалось на быстрый рост грузооборота северных портов. Большое значение уделялось Мурманской железной дороге, тем более, что в этом крае имелись минеральные залежи, леса, порожистые реки, что созда­ вало возможности для развития электроэнергетики. Предполагалось, что экс­ портные задачи северного побережья будут подкреплены строительством трёх железных дорог: Котлас-Сорока; Котлас-Обь и Обь-Беломорской, кото­ рая должна была идти от Архангельска через Ухту на Обь. Указывалось, что Архангельск хлопочет о внеочередной постройке железной дороги, указанной последней, ибо это должно было способствовать эксплуатации огромных про­ странств Северного края, промышленному освоению бассейна Печоры с лесом и минеральными залежами и сохранить значение Архангельского порта и пос­ ле войны. На северо-западном политико-дипломатическом фронте в 1916 году не про­ изошло принципиальных перемен. Великобритания последовательно усилива­ ла свои действия по блокаде Германии, стараясь свести к минимуму торговлю нейтральных государств, в том числе стран Скандинавии, с немцами, и ис­ пользование их судов в этих целях. В марте 1916 года в Копенгагене и в сентяб­ ре того же года в Кристиании состоялись совещания министров иностранных дел трех Скандинавских стран, где обсуждались пути и способы сохранения их нейтралитета и обеспечения торговли и мореплавания, экономической и торговой политики. Осенью 1916 года Германия расширяет свою подводную войну в северном направлении, на Баренцево и Норвежское моря, где проходил и транзит воен­ ных грузов Антанты в Россию. В сентябре три немецкие подлодки потопили здесь 10 судов, в т.ч. 3 норвежских. В связи с подозрением, что эти лодки приш­ ли на Север через норвежские прибрежные воды, и под английским влияни­ ем 13 октября норвежское правительство обнародовало королевский указ о за­ прете подлодкам пребывать в территориальных водах страны, а заходить туда лишь при аварийных ситуациях, в надводном положении и с поднятым нацио­ нальным флагом. Но германский посланник в Норвегии прислал ноту протеста и потребовал отменить указ. В результате, как заметил норвежский историк У. Ристе, «норвежское правительство само себя загнало в ловушку, оказавшись между Сциллой английских мероприятий по осуществлению блокады и Ха­ рибдой германских угроз». На карту было поставлено сохранение нейтралите­ та Норвегии. В этой ситуации позиции Великобритании выглядели сильнее, да и сим­ патии к ней в Норвегии были, несомненно, больше. Но и угрозы, исходящие от Германии, были весомыми. В частности, предполагалась возможность рас­ ширения ею подводной войны. И это стало реальностью: в октябре - декабре 1916 года от немецких подлодок погибли 113 норвежских судов. С другой сто­ 116

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz