Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

чительстве» Романова-на-Мурмане. В соответствии с ним деятельность попе­ чителя должна была быть направлена на введение в новом порту постоянного городского управления365. 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года состоялась церемония закладки города Романов-на-Мурмане (переименованного в апреле 1917 года в Мурманск), в которой приняли участие специально прибывшие сюда из столи­ цы министр путей сообщения А.Ф. Трепов и морской министр И.К. Григоро­ вич. 14 января 1917 года Трепов был утвержден «попечителем по устройству посёлка Романова-на-Мурмане», сменив на этой должности графа М.Е. Нирода. 3 февраля 1917 года в этом новом качестве Трепов ходатайствовал перед императором о разрешении законсервировать 280 десятин земли площади Романова-на-Мурмане для отвода под поселенческие участки. Тем самым, он выступил против предложения военного министра Григоровича о расширении в Романове-на-Мурмане военно-морской базы, ибо это «стеснило бы естествен­ ное развитие будущего городского населения». Таким образом, экономические и демографические интересы, и особенно с учётом приближающего мирного времени, вступили в столкновение с военными интересами. Строительство порта в Мурманске и завершение сооружения Мурманской железной дороги способствовали тому, что к концу 1916 года на Мурманский порт пришлось уже 20% всех грузов, завезённых на Север морским путем. Ещё около 4% пришлось на Сороку, а остальное - на Архангельский порт366. В це­ лом же, с 1913 по 1917 год общий грузооборот северных портов увеличился бо­ лее чем в 25 раз367. С сооружением Мурманской железной дороги с изоляцией Мурманского побережья было покончено. Эта железнодорожная магистраль дала мощный стимул для освоения и модернизации Кольского полуострова, Архангельской и Олонецкой губерний, а в годы войны она решала прежде всего задачи транс­ портировки союзнических грузов в центр страны. Западные газеты окрестили Мурманскую железную дорогу «Вторыми Дар­ данеллами». Тибетский монах и приближенный русского монарха П.Ж. Бадма­ ев в письме Николаю II высказал убеждение, что «порт Романов должен сыг­ рать мировую роль для нашего Отечества - большую, чем берега Финского и Рижского заливов, Немецкого моря и даже Черного моря и Дарданелл. Порт Ро­ манов будет не только конечным портом для всей России..., но даже конечной точкой для всего азиатского Востока»368. В новом городе к началу 1917 года проживало около 13 тыс. человек, столь­ ко же, сколько во всём крае до начала войны. Он становится важным военно- морским форпостом России на Севере. Таким образом, в годы войны был осу­ ществлен комплекс мер, связанных с развитием и обороной Русского Севера, значительную часть которых планировалось провести в жизнь ещё в конце XIX - начале XX века. Следует подчеркнуть, что А.Ф. Трепов, внёсший большой вклад как министр путей сообщения в сооружение Мурманской железной дороги, с приближени­ ем завершения её строительства стал активно размышлять над тем, как она будет способствовать дальнейшему развитию и модернизации края, через ко­ торый проходила. 18 октября 1916 года, вернувшись в столицу с церемонии за­ кладки Романова-на-Мурмане, Трепов предложил царю создать «Межведомст­ венное совещание по развитию Севера», что и было сделано. Трепов стал его председателем. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz