Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
Несмотря на реализацию этого масштабного и исключительно значимо го для Севера и России в целом проекта, идеализировать сам процесс строи тельства не следует, и об этом откровенно говорили и писали современники. Например, газета «Архангельск» поместила уже в 1917 году статью под на званием «Как строилась Мурманская железная дорога». В ней приводились многочисленные факты бесхозяйственности, когда «считали копейки, а разбра сывали десятки и сотни тысяч рублей». Пароходы не разгружались по несколь ку дней, что вело к сумасшедшим штрафам, и т.д.362 Союзники России по Антанте, и прежде всего Великобритания, вниматель но следили за ходом строительства дороги и его завершением. Английский военно-морской атташе в России Р.Ф. Филлимор ещё летом совершил поезд ку по Мурманской железной дороге вместе с её главным инженером В.В. Го- рячковским, о чём отправил подробнейший доклад в Лондон. В середине но ября 1916 года этот атташе нанес визит министру путей сообщений России А.Ф. Трепову, чтобы поздравить его от имени Первого Лорда Адмиралтейства с завершением этого строительства. Вслед за этим Филлимор ходатайствовал 0 награждении В.В. Горячковского английским орденом Михаила и Георгия363. В связи с завершением сооружения Мурманской железной дороги в адрес стро ителей поступила поздравительная телеграмма от царя Николая II. В 1916 году начались переговоры о выкупе в казну Олонецкой железной дороги и слияния её с Мурманской железной дорогой. Эти переговоры завер шились уже после Февральской революции, при Временном правительстве. Постановление о выкупе было подписано 28 марта 1917 года. В результате с 1 апреля 1917 года Олонецкая железная дорога передавалась в казну, и создава лась единая Мурманская железная дорога. В дальнейшем продолжались мно гочисленные и разнообразные строительные и технические работы по обес печению безопасности движения, созданию инфраструктуры этой единой железнодорожной магистрали, созданию необходимой документации. С де кабря 1917 года Мурманская железная дорога вступила в эксплуатацию и во шла в единую железнодорожную сеть страны, увеличив её протяжённость на 1251 версту364. В 1916 году, с приближением завершения строительства Мурманской же лезной дороги актуализировался и вопрос об обустройстве порта и населенно го пункта на Мурмане, в Семеновской бухте, конечной точке железной дороги. 28 июня 1916 года министр путей сообщения А.Ф. Трепов подал доклад на имя императора, в котором констатировал усиленный интерес в иностранных тор говых кругах к сооруженному ныне порту на Мурмане, никогда не замерзаю щему и доступному для самых больших и глубоко сидящих океанских судов, который может быть использован для отношений России с Западной Европой и Америкой и «явится желанным выходом нашей торговли через Атлантический океан на мировой рынок». «При таких условиях, - продолжал Трепов, - новый Северный железнодорожный путь обещает ныне же вызвать к жизни крупный населенный пункт на Мурмане, с характером портового города», причём, «пра вильно и закономерно построенного города». Министр предложил назвать но вый город в честь царствующего монарха Романовым-на-Мурмане, с возложе нием «попечения.. .на одно лицо или на одно из ведомств». Царь одобрил этот доклад и назначал попечителем Романова-на-Мурмане обер-егермейстера императорского двора графа М.Е. Нирода. 15 августа 1916 года с подачи того же Трепова Николай II утвердил «Положение о попе 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz