Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
был дан обзор 17 российских проектов по строительству железных дорог. При этом Мурманская магистраль находилась на первом месте, вне всякой катего рии, с тяготением в сторону стратегически важных, решающих в военном от ношении проектов356. В целом же, документы свидетельствуют о том, что в 1915-1916 годах Ве ликобритания с раздражением следила за укреплением российско-американ- ских связей и была недовольна тем, что Россия сделала основную ставку на поставку военной продукции из США. Вместе с тем, Лондон как финансовая столица Антанты вынужден был кредитовать российские заказы в США (тем более, что в 1915 году он помешал попытке России сделать заем у них). Это позволяло сохранять и финансово-экономический контроль за российской эко номикой. Великобритания вынуждена была и поставлять суда необходимого тоннажа для российских перевозок из США. Заметим, что англичане раздра женно отреагировали на январское (1916 г.) сообщение из США о том, что с марта 1916 года будет открыт судоходный путь из Нью-Йорка в Колу357. Для строительства Мурманской железной дороги, наряду с привлечени ем десятков тысяч русских вольнонаёмных рабочих, местного населения (по моры, карелы, саамы, ненцы, коми, норвежцы) и финнов (до 5500 человек), представителей различных российских национальностей (татары, кавказцы и др.), 2 тысячи киргизов, были направлены десятки тысяч военнопленных358, до 10 тысяч маньчжурских китайцев и др. В большинстве источников число занятых на строительстве Мурманской железной дороги оценивается в 70 ты сяч человек. Но В.В. Голубев указывал в монографии, что в общей сложности в строительных работах на трассе Петрозаводск - Романов-на-Мурмане прини мало участие более 170 тысяч человек359. Это был сложный и неоднородный контингент. В ходе сооружения маги страли приходилось решать широкий комплекс экономических, социальных, национальных и межнациональных, религиозных проблем, обеспечения без опасности, охраны военнопленных, организации медицинской помощи и др. Для организации железнодорожного сообщения в 1916 году сюда были при влечены военно-железнодорожные части (эксплуатационный и два железно дорожных батальона), включавшие в свой состав представителей разных спе циальностей. Они составили ядро железнодорожников, и часть из них после демобилизации осталась работать здесь. Вдоль Мурманской железной дороги было создано и обустраивалось около 60 станций с посёлками, где к оконча нию строительства жило 167000 рабочих и служащих360. Официальной датой завершения строительства Мурманской железной до роги считается 3 ноября 1916 года, когда в присутствии представителя импе раторского двора генерал-майора князя Багратиона-Мухранского состоялась торжественная процедура забивки серебряного костыля, в честь чего был уста новлен памятный обелиск. 15 ноября был подписан официальный акт о прием ке Мурманской магистрали во временную эксплуатацию. Но до полного завер шения строительства было ещё далеко. Руководители новой железной дороги признавали, что «путь сделан только вчерне» По сравнению с проектом невы полненными оставались около 40% работ. Пропускная способность дороги сос тавляла всего 60-90 вагонов в сутки, а скорость движения по ней не превы шала 12 верст. Сквозное товарное сообщение от Петрозаводска до Романова- на-Мурмане на условиях временной эксплуатации было открыто с 1 января 1917 года361. 112
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz