Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
роги: участок Кола - Кандалакша будет готов к апрелю 1916-го, а вся дорога к октябрю 1916 года. Посол опасался, что после краха проекта Полинга рус ские откажутся от дальнейшей «помощи» англичан. 3 марта Бьюкенен привёз сообщение российского Министерства путей сообщения о намерении зака зать в США материалы для строительства еще не начатого участка из Соро ки в Кандалакшу. 28 марта министр путей сообщения А.Ф. Трепов напомнил английскому послу позицию России: она намерена закончить строительство всей линии самостоятельно. На вопрос Бьюкенена, приняло ли МПС предложе ние США, Трепов уклончиво ответил, что русские будут строить дорогу сами. «В этот момент, - резюмировал Нахтигаль изложение этой истории, - не толь ко частное предприятие, но и союзная политика Англии оказалась у разбитого корыта». «Однако, - добавлял он, - до окончательного краха проекта Полинга было ещё далеко»353. В дальнейшем в подготовленном по итогам строительства Мурманской же лезной дороги очерке указывалось, что этот английский «подряд не имел успе ха и оказал ничтожную помощь в постройке дороги: большую часть работ на северном участке пришлось оканчивать русским рабочим»354. А.А. Голубев, характеризуя итоги этого проекта, указывал, что английские подрядчики смогли построить лишь 10 верст железнодорожного пути. Прави тельству России стала ясна допущенная ошибка с привлечением концессионе ров, но оно не хотело обидеть британских союзников. В результате концессия была расторгнута, но со ссылкой на несоблюдение российским правитель ством договорных условий. Сумма выданного аванса осталась у англичан, но они потребовали заплатить большую неустойку. Правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки, и расчеты с фирмой «Братья Бультон и к°» продолжались до февраля 1917 года355. Это был лишь один из случаев, когда слабеющее русское правительство вынуждено было уступать англичанам, ре шительно добивавшихся реализации своих целей и интересов в России и на Русском Севере. После провала этого проекта Фферча-Полинга англичане не только внима тельно следили за строительством Мурманской железной дороги, но и активно вмешивались в него. При этом их угнетало то, что МПС России собирается им портировать необходимые материалы для строительства этой магистрали пре жде всего из США, и объёмы этого экспорта достигли, как указывалось в тайном меморандуме английского военного атташе в России А. Нокса, почти 40 млрд. фунтов стерлингов. При этом роль финансового посредника должна была играть Англия как главный «казначей войны». И это должно было быть для неё допол нительным унижением. Кроме того, английскому правительству эта сумма не только казалась непомерно большой, но не нравилось и то, что большая часть заказов будет произведена не в Великобритании и её доминионах. Видимо, Великобритания не просто выразила свое негативное отношение к этому, так как министр путей сообщения Трепов жаловался, что Лондон от казался предоставить большой кредит, который в основном предназначался для оплаты американских заказов. Нокс, со ссылкой на письма министра фи нансов России британскому послу Бьюкенену, указывал, что России просит правительство Великобритании о финансировании заказов на поставку же лезнодорожных материалов, техники, оборудования и продовольствия (в том числе для Мурманской железной дороги) на 163884680 долларов в Америке, на 6309400 фунтов в Англии и на 165 тысяч лир в Италии. В меморандуме Нокса 111
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz