Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

роги: участок Кола - Кандалакша будет готов к апрелю 1916-го, а вся дорога к октябрю 1916 года. Посол опасался, что после краха проекта Полинга рус­ ские откажутся от дальнейшей «помощи» англичан. 3 марта Бьюкенен привёз сообщение российского Министерства путей сообщения о намерении зака­ зать в США материалы для строительства еще не начатого участка из Соро­ ки в Кандалакшу. 28 марта министр путей сообщения А.Ф. Трепов напомнил английскому послу позицию России: она намерена закончить строительство всей линии самостоятельно. На вопрос Бьюкенена, приняло ли МПС предложе­ ние США, Трепов уклончиво ответил, что русские будут строить дорогу сами. «В этот момент, - резюмировал Нахтигаль изложение этой истории, - не толь­ ко частное предприятие, но и союзная политика Англии оказалась у разбитого корыта». «Однако, - добавлял он, - до окончательного краха проекта Полинга было ещё далеко»353. В дальнейшем в подготовленном по итогам строительства Мурманской же­ лезной дороги очерке указывалось, что этот английский «подряд не имел успе­ ха и оказал ничтожную помощь в постройке дороги: большую часть работ на северном участке пришлось оканчивать русским рабочим»354. А.А. Голубев, характеризуя итоги этого проекта, указывал, что английские подрядчики смогли построить лишь 10 верст железнодорожного пути. Прави­ тельству России стала ясна допущенная ошибка с привлечением концессионе­ ров, но оно не хотело обидеть британских союзников. В результате концессия была расторгнута, но со ссылкой на несоблюдение российским правитель­ ством договорных условий. Сумма выданного аванса осталась у англичан, но они потребовали заплатить большую неустойку. Правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки, и расчеты с фирмой «Братья Бультон и к°» продолжались до февраля 1917 года355. Это был лишь один из случаев, когда слабеющее русское правительство вынуждено было уступать англичанам, ре­ шительно добивавшихся реализации своих целей и интересов в России и на Русском Севере. После провала этого проекта Фферча-Полинга англичане не только внима­ тельно следили за строительством Мурманской железной дороги, но и активно вмешивались в него. При этом их угнетало то, что МПС России собирается им­ портировать необходимые материалы для строительства этой магистрали пре­ жде всего из США, и объёмы этого экспорта достигли, как указывалось в тайном меморандуме английского военного атташе в России А. Нокса, почти 40 млрд. фунтов стерлингов. При этом роль финансового посредника должна была играть Англия как главный «казначей войны». И это должно было быть для неё допол­ нительным унижением. Кроме того, английскому правительству эта сумма не только казалась непомерно большой, но не нравилось и то, что большая часть заказов будет произведена не в Великобритании и её доминионах. Видимо, Великобритания не просто выразила свое негативное отношение к этому, так как министр путей сообщения Трепов жаловался, что Лондон от­ казался предоставить большой кредит, который в основном предназначался для оплаты американских заказов. Нокс, со ссылкой на письма министра фи­ нансов России британскому послу Бьюкенену, указывал, что России просит правительство Великобритании о финансировании заказов на поставку же­ лезнодорожных материалов, техники, оборудования и продовольствия (в том числе для Мурманской железной дороги) на 163884680 долларов в Америке, на 6309400 фунтов в Англии и на 165 тысяч лир в Италии. В меморандуме Нокса 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz