Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
с инженером Полингом, который занимался строительством железных дорог на разных континентах с 1880-х годов. Конкурирующую Ффренчу английскую компанию, которая являлась англо-русским предприятием, представлял в Рос сии Дессау, чья резиденция находилась в известном петербургском отеле «Ан- глетер». Британский МИД принял в этих претензиях двух английских фирм на строительство в России сторону Ффренча350. Несмотря на первоначальный отказ российского правительства принять предложение англичан в связи с изложенными выше соображениями и ввиду отрицательных заключений ведущих русских инженеров по поводу концес сии, предложение англичан было принято. Нахтигаль объясняет это тем, что в переговоры с Россией по этому вопросу включились и британское Военное министерство, поддержавшее английских предпринимателей, и посол Велико британии Дж. Бьюкенен, представлявший этот английский консорциум до пре кращения функционирования проекта. Об этом был поставлен в известность и английский король Георг V. Таким образом, в борьбе за проект и в давлении на Россию была использована вся британская, образно говоря, тяжёлая артилле рия. Нахтигаль не без оснований рассматривает подробно излагаемые им пери петии этой борьбы как первую попытку Англии установить в 1915/16 году свой финансово-экономический контроль над Россией351. Нахтигаль отвергает версию Голубева, что русские вынуждены были учи тывать, что лорд Остин Френч был младшим братом Джона Дентона Пинк стона Френча, командовавшего английским экспедиционным корпусом во Франции, и отказ мог отрицательно повлиять на англо-российские отношения. Немецкий исследователь указывает, что ирландский лорд Ффренч не был род ственником этого английского фельдмаршала352. В конечном итоге, договор между Россией и английскими подрядчиками на участие в строительстве Мурманской железной дороги был заключен в сен тябре 1915 года. В Колу прибыли около 500 канадских рабочих, но уже в де кабре того же года большинство из них потребовали возвращения в Канаду с полной выплатой зарплаты, ибо Полинг нарушил договор с ними. Тот, в свою очередь, жаловался на то, что Россия срывает работы. После переговоров с уча стием британских ведомств и старшего британского морского офицера в Алек- сандровске, который рекомендовал Бьюкенену отправить канадцев на родину, 26 февраля 1916 года пароход «Царица» с 400 канадцами на борту отплыл из Кольского залива в сторону Галифакса. На строительстве дороги остались лишь 88 канадцев. Политический ущерб англичан в этой ситуации был, по мнению Нахтигаля очевиден. Это касалось и военного командования, и попыток Англии извлечь какую-либо пользу для послевоенного времени хотя бы на ограниченном про странстве строительства этой железной дороги. В этой ситуации Бьюкенен, ранее энергично поддерживавший английских предпринимателей в этом про екте, отправляет в МИД в январе 1916 года ложное сообщение, что строитель ство на участке Петрозаводск - Сорока завершено и теперь русские занимают ся завершением строительства на северном участке. Через пять недель после развязки предприятия Полинга посол направляет в МИД уже сообщение об от сутствии точных сведений о протяженности дороги. В конце февраля 1916 года Бьюкенен вынужден передать Лондону слова российского министра иностранных дел Сазонова о том, что российское пра вительство не нуждается в помощи Англии при строительстве железной до 110
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz