Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

с инженером Полингом, который занимался строительством железных дорог на разных континентах с 1880-х годов. Конкурирующую Ффренчу английскую компанию, которая являлась англо-русским предприятием, представлял в Рос­ сии Дессау, чья резиденция находилась в известном петербургском отеле «Ан- глетер». Британский МИД принял в этих претензиях двух английских фирм на строительство в России сторону Ффренча350. Несмотря на первоначальный отказ российского правительства принять предложение англичан в связи с изложенными выше соображениями и ввиду отрицательных заключений ведущих русских инженеров по поводу концес­ сии, предложение англичан было принято. Нахтигаль объясняет это тем, что в переговоры с Россией по этому вопросу включились и британское Военное министерство, поддержавшее английских предпринимателей, и посол Велико­ британии Дж. Бьюкенен, представлявший этот английский консорциум до пре­ кращения функционирования проекта. Об этом был поставлен в известность и английский король Георг V. Таким образом, в борьбе за проект и в давлении на Россию была использована вся британская, образно говоря, тяжёлая артилле­ рия. Нахтигаль не без оснований рассматривает подробно излагаемые им пери­ петии этой борьбы как первую попытку Англии установить в 1915/16 году свой финансово-экономический контроль над Россией351. Нахтигаль отвергает версию Голубева, что русские вынуждены были учи­ тывать, что лорд Остин Френч был младшим братом Джона Дентона Пинк­ стона Френча, командовавшего английским экспедиционным корпусом во Франции, и отказ мог отрицательно повлиять на англо-российские отношения. Немецкий исследователь указывает, что ирландский лорд Ффренч не был род­ ственником этого английского фельдмаршала352. В конечном итоге, договор между Россией и английскими подрядчиками на участие в строительстве Мурманской железной дороги был заключен в сен­ тябре 1915 года. В Колу прибыли около 500 канадских рабочих, но уже в де­ кабре того же года большинство из них потребовали возвращения в Канаду с полной выплатой зарплаты, ибо Полинг нарушил договор с ними. Тот, в свою очередь, жаловался на то, что Россия срывает работы. После переговоров с уча­ стием британских ведомств и старшего британского морского офицера в Алек- сандровске, который рекомендовал Бьюкенену отправить канадцев на родину, 26 февраля 1916 года пароход «Царица» с 400 канадцами на борту отплыл из Кольского залива в сторону Галифакса. На строительстве дороги остались лишь 88 канадцев. Политический ущерб англичан в этой ситуации был, по мнению Нахтигаля очевиден. Это касалось и военного командования, и попыток Англии извлечь какую-либо пользу для послевоенного времени хотя бы на ограниченном про­ странстве строительства этой железной дороги. В этой ситуации Бьюкенен, ранее энергично поддерживавший английских предпринимателей в этом про­ екте, отправляет в МИД в январе 1916 года ложное сообщение, что строитель­ ство на участке Петрозаводск - Сорока завершено и теперь русские занимают­ ся завершением строительства на северном участке. Через пять недель после развязки предприятия Полинга посол направляет в МИД уже сообщение об от­ сутствии точных сведений о протяженности дороги. В конце февраля 1916 года Бьюкенен вынужден передать Лондону слова российского министра иностранных дел Сазонова о том, что российское пра­ вительство не нуждается в помощи Англии при строительстве железной до­ 110

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz