Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

и Черноморскому флоту341. На 1 января 1917 года в составе ФСЛО находилось 3213 нижних чинов и, кроме того, в подчинении местного морского командова­ ния находилось более 30 тысяч солдат и военизированных рабочих342. Это бы­ ла именно та категория населения, которой было суждено в будущем сыграть важную роль в революционных событиях 1917 года и в Гражданской войны на Русском Севере. Осенью 1916 года в северных морских водах немцами была развёрнута под­ водная война. В результате атак подводных лодок, по одним сведениям, были уничтожены 22 парохода и один уведен в Германию. По другим данным, толь­ ко в сентябре 1916 года у Норвежского и Мурманского берегов было потопле­ но 30 пароходов и парусник. При этом одна из немецких подлодок, вероятно, погибла343. Немцы развернули и минирование северных вод, в результате чего также гибли корабли. Наиболее эффективным способом защиты торгового судоходства от подвод­ ных лодок стала система конвоев, начавшая широко практиковаться с сентября 1916 года. Конвоирование торговых судов, собранных в караваны, осуществля­ лось от норвежской границы почти до самого Архангельска поочередно рус­ скими кораблями и английской партией траления. В качестве судов эскорта использовались вспомогательные крейсеры, миноносцы и тральщики. 1 декаб­ ря 1916 года основная часть кораблей британской эскадры ушла на зимовку в Англию. В Кольском заливе остались английский флагман линкор «Глори», крейсер «Виндиктив», вооруженный пароход «Титонюс» и 4 тральщика. В целом, в навигацию 1916 года в Архангельск пришли, по одним данным, до 600, а, по другим, более 600 пароходов. В результате было доставлено, со­ гласно одному источнику, около 2 млн. тонн грузов, а, по данным другого - 2,5 млн. тонн (в том числе 1 млн. тонн угля и 1,5 млн. тонн военных грузов и материалов), т.е. в 5 раз больше, чем в предыдущую кампанию344. Вместе с тем, положение дел с отправкой поступивших грузов в центр оставляло же­ лать лучшего, и в Архангельском порту продолжали скапливаться залежи не­ отправленных товаров и материалов. В течение навигации англичане и французы вывезли большое количество древесных продуктов, льна, пеньки, марганцевой руды и других русских то­ варов. Но за союзные поставки необходимо было платить и не только грузами, направляемыми из Архангельска за границу. В декабре 1915 года царь Нико­ лай II дал представителю французской миссии Думеру согласие на посылку во Францию Русского экспедиционного корпуса. Отправка русских солдат за гра­ ницу происходила в 1916 году. Первая бригада Экспедиционного корпуса была отправлена через Дальний Восток, а остальные три бригады - из Архангель­ ска. Всего через Архангельск было отправлено воевать на Западный и Сало­ никский фронт 635 русских офицеров и 34975 солдат. Помимо них во Францию были отправлены для участия в боевых действиях на стороне союзников эль­ засцы и итальянцы, бывшие австрийские солдаты, попавшие в русский плен. По одним данным, во Францию были перевезены около 6800 бывших военно­ пленных, а, по другим, 4 тысячи эльзасцев и 7 тысяч итальянцев345. Самым трагическим событием в работе Архангельского порта в 1916 году стал взрыв в портовом районе Бакарица 26 октября. По различным данным, в результате его погибло 320 или даже 650 человек (не считая пропавших без вести) и ранено 839 человек346. Архангельский краевед Е.Ф. Колтовой, подгото­ вивший к 100-летию Бакарицкой трагедии специальный мартиролог, включил 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz