Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
ска кораблей с Дальнего Востока и Сибирской флотилии. В начале 1916 года было принято решение и создаётся Отряд судов обороны Кольского залива, в командование которым вступил капитан I ранга Н.В. Кротков. В марте ему бы ли присвоены русским командованием полномочия старшего морского началь ника в Кольском заливе. 21 июня 1916 года согласно утверждённого царём доклада главноначаль ствующий г. Архангельском и водным районом Белого моря был передан из ведения военного министра и подчинен Морскому ведомству. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 25 июня 1916 года морской министр И.К. Гри горович вступил в управление Беломорским и Мурманским районами. Было создано Управление Беломорским и Мурманским районами Морского Гене рального штаба и обязанности начальника Управления были возложены на ка питана I ранга А.П. Капниста. 6 июля 1916 года последовал официальный при каз морского министра о создании Флотилии Северного Ледовитого океана из судов, находящихся в подчинении главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря вице-адмирала А.П. Угрюмова, с временным подчинением ему. Таким образом, Угрюмов становится фактически и первым исполняющим обязанности командующего создаваемой флотилией. Ядром формируемой флотилии должно было стать соединение крейсеров. В Мурманск должен был быть переброшен единственный русский крейсер «Аскольд», находившийся за пределами блокированных морей. Он участвовал в операциях против Турции, а в 1916 году был поставлен на ремонт во фран цузском Тулоне, после чего должен был отправиться на Север. Основу флоти лии должен был составить Отдельный отряд судов особого назначения, состо явший из выкупленных в Японии кораблей, а также другие направляемые или предполагаемые к отправке на Север суда (миноносцы Сибирской флотилии, подводные лодки и др.)338. Осенью 1916 года после почти годового перехода на Мурман прибыл отряд кораблей с Дальнего Востока под командованием капитана I ранга А.И. Бесту жева-Рюмина, который был за это произведён в чин контр-адмирала, и 14 дека бря приказом морского министра по Управлению Беломорским и Мурманским районами был назначен на должность начальника Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива339. Эта должность была учреждена Морским министерством 26 августа 1916 года и означала качественно новый этап в раз витии военного строительства на Мурмане и в целом в развитии этого региона. Начальнику Кольского района подчинялись все вооружённые силы в крае. Он пользовался правами главного командира порта, а по отношению к граждан скому населению - правами командира осаждённой крепости, непосредствен но подчиняясь главноначальствующему в Архангельске340. Впрочем, формирование Флотилии Северного Ледовитого океана и её Кольского отряда, и особенно укомплектование её крупными кораблями, за тянулось. Так, крейсер «Варяг» прибыл в ноябре 1916 года, стал флагманским кораблём отряда судов Кольского залива, и на нём был поднят флаг начальни ка Кольского района. Но уже в конце февраля 1917 года этот корабль отбыл на ремонт за границу и более в Мурманск не вернулся. Линкор «Чесма» прибыл в январе 1917-го, а крейсер «Аскольд» - в июне 1917 года. Пополнение ФСЛО кораблями привело к тому, что в 1917 году в северных портах базировалось 89 военных кораблей, в том числе 6 эсминцев, около 40 тральщиков и 18 по сыльных судов. По количеству судов флотилия уступала только Балтийскому 107
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz