Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

ска кораблей с Дальнего Востока и Сибирской флотилии. В начале 1916 года было принято решение и создаётся Отряд судов обороны Кольского залива, в командование которым вступил капитан I ранга Н.В. Кротков. В марте ему бы­ ли присвоены русским командованием полномочия старшего морского началь­ ника в Кольском заливе. 21 июня 1916 года согласно утверждённого царём доклада главноначаль­ ствующий г. Архангельском и водным районом Белого моря был передан из ведения военного министра и подчинен Морскому ведомству. Приказом по флоту и Морскому ведомству от 25 июня 1916 года морской министр И.К. Гри­ горович вступил в управление Беломорским и Мурманским районами. Было создано Управление Беломорским и Мурманским районами Морского Гене­ рального штаба и обязанности начальника Управления были возложены на ка­ питана I ранга А.П. Капниста. 6 июля 1916 года последовал официальный при­ каз морского министра о создании Флотилии Северного Ледовитого океана из судов, находящихся в подчинении главноначальствующего г. Архангельска и района Белого моря вице-адмирала А.П. Угрюмова, с временным подчинением ему. Таким образом, Угрюмов становится фактически и первым исполняющим обязанности командующего создаваемой флотилией. Ядром формируемой флотилии должно было стать соединение крейсеров. В Мурманск должен был быть переброшен единственный русский крейсер «Аскольд», находившийся за пределами блокированных морей. Он участвовал в операциях против Турции, а в 1916 году был поставлен на ремонт во фран­ цузском Тулоне, после чего должен был отправиться на Север. Основу флоти­ лии должен был составить Отдельный отряд судов особого назначения, состо­ явший из выкупленных в Японии кораблей, а также другие направляемые или предполагаемые к отправке на Север суда (миноносцы Сибирской флотилии, подводные лодки и др.)338. Осенью 1916 года после почти годового перехода на Мурман прибыл отряд кораблей с Дальнего Востока под командованием капитана I ранга А.И. Бесту­ жева-Рюмина, который был за это произведён в чин контр-адмирала, и 14 дека­ бря приказом морского министра по Управлению Беломорским и Мурманским районами был назначен на должность начальника Кольского района и Отряда судов обороны Кольского залива339. Эта должность была учреждена Морским министерством 26 августа 1916 года и означала качественно новый этап в раз­ витии военного строительства на Мурмане и в целом в развитии этого региона. Начальнику Кольского района подчинялись все вооружённые силы в крае. Он пользовался правами главного командира порта, а по отношению к граждан­ скому населению - правами командира осаждённой крепости, непосредствен­ но подчиняясь главноначальствующему в Архангельске340. Впрочем, формирование Флотилии Северного Ледовитого океана и её Кольского отряда, и особенно укомплектование её крупными кораблями, за­ тянулось. Так, крейсер «Варяг» прибыл в ноябре 1916 года, стал флагманским кораблём отряда судов Кольского залива, и на нём был поднят флаг начальни­ ка Кольского района. Но уже в конце февраля 1917 года этот корабль отбыл на ремонт за границу и более в Мурманск не вернулся. Линкор «Чесма» прибыл в январе 1917-го, а крейсер «Аскольд» - в июне 1917 года. Пополнение ФСЛО кораблями привело к тому, что в 1917 году в северных портах базировалось 89 военных кораблей, в том числе 6 эсминцев, около 40 тральщиков и 18 по­ сыльных судов. По количеству судов флотилия уступала только Балтийскому 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz