Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
Российское командование, оценив, не без влияния англичан, значение Ио- каньги, решило в 1916 году также оборудовать здесь базу для обслуживания русских военных судов охраны, число которых стало расти. С утверждением 12 мая 1916 года временного положения началось строительство Иоканьгской базы, подчинявшейся начальнику дивизии траления. Командир стоявшего в 1916 году в Мурманске линейного корабля «Албе марл» был назначен старшим морским начальником для этого района, и ему подчинялись английские корабли, иногда базировавшиеся в Кольском зали ве. В конце сентября 1916 году на Север прибыл английский линкор «Глори». Он заменил броненосец «Албемарл» и стал флагманом британской эскадры в северных водах. В октябре 1916 года в Иоканьгу пришёл и британский крей сер «Виндиктив». В Кольский залив были присланы также 5 английских под водных лодок и корабль-ловушка «Карриган Хэд»335. Кораблями-ловушками в годы Первой мировой войны называли корабли, имевшие скрытое мощное вооружение, но внешне выглядевшие как торговые суда. Они активно исполь зовались англичанами в годы войны для провоцирования подводных лодок на всплытие и атаку с поверхности. Это давало такому кораблю возможность уничтожить подлодку ответным огнем. В том же году в Архангельск прибыл французский крейсер «Шампань» («Ля Шампань») с французской военной миссией для организации отправки из Архангельска во Францию для боевых действий на Западном фронте солдат Русского экспедиционного корпуса, а также тысяч сербов, итальянцев и эльзас цев, бывших солдат австро-венгерской армии, попавших в русский плен. В но ябре 1916 года последние транспорты с войсками отправились во Францию в сопровождении крейсера «Шампань», несколько месяцев находившегося на Севере. По некоторым данным, он использовался в это время и во второй ли нии обороны Кольского залива336. Летом 1916 года английские и русские тральщики приступили к трале нию фарватера Белого моря для прохода судов. Русская дивизия траления по- прежнему находилась в оперативном подчинении коммодора Кемпа и должна была действовать согласно разработанному англичанами операционному пла ну. Район Белого моря и его подступов делился на две зоны: первая, идущая от линии Святой Нос - Канин Нос до острова Моржовец, должна была находить ся под наблюдением английских судов, а вторая, находящаяся южнее и до Ар хангельска, предназначалась для действий русских морских сил. Этот план являлся вариантом принятой в 1916 году системы охраняемых путей, которая вызывала критику русских военных моряков. В связи с этим ка питан I ранга Н.Э. Викорст в рапорте на имя начальника морского управления при штабе вице-адмирала Угрюмова доказывал необоснованность английского плана и защищал прошлогоднюю тактику системы караванов. Но он получил ответ, в котором, с одной стороны, высказывалось согласие с его мнением, но, с другой, сообщалось, что ответственность за благополучное плавание паро ходов несёт английское командование, которое в оперативном отношении яв ляется старшим, и русское командование должно подчиняться английскому плану337. В целом же в 1916 году в условиях резко возросшего значения союзных транспортных перевозок кардинально изменяется система русского военного и военно-морского управления на Севере и развернулся процесс формирования Флотилии Ледовитого океана (ФСЛО), для чего сюда была развернута перебро 106
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz