Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

Последнее взамен передавало англичанам все свои пароходы, кроме судов Рус­ ского добровольного флота, принимало меры для разгрузки судов и своевре­ менной доставки грузов, запрещало ввоз в район Белого моря всех частных грузов. Таким образом, правительство России официально отказывалось от самостоятельного фрахтования пароходов, передав это право британскому пра­ вительству. В соответствии с этим соглашением было создано объединённое совеща­ ние британского Адмиралтейства и российского правительства в Лондоне по пропуску грузов в Архангельск - Комитет по морским перевозкам (Адмир- ком). Он стал распоряжаться всем русским торговым флотом, кроме Русского добровольного флота, а также всем движением судов в русские порты. 23 ию­ ня 1917 года председатель Совещания по морским перевозкам вице-адмирал А.П. Угрюмов, ссылаясь на указанное соглашение и решение о создании Ад- миркома, признавал, что фактически руководство находится в руках британ­ ского правительства330. В соответствии с достигнутыми соглашениями весной 1916 года и в тече­ ние полугода происходила реорганизация военно-экономической инфраструк­ туры на Севере России под контролем и руководством английских офицеров. В результате весной через Швецию и Финляндию в Россию направлялось такое большое количество английских офицеров, что английский МИД опа­ сался осложнений на шведской границе. В июньском сообщении из России в Форин Офис отмечалась растущая восприимчивость России к иностранному влиянию, и указывалось, что в торговых кругах с неудовольствием говорилось о том, что Главный морской штаб Англии установил контроль над прибрежны­ ми районами на Севере России331. Так или иначе, позиции Великобритании в северных русских морских во­ дах последовательно укреплялись в годы Первой мировой войны. Согласно некоторым данным, в 1916 году в Северном Ледовитом океане в соответствии с приказом английского Адмиралтейства была создана Арктическая эскадра (The Arctic Squadron), иначе именовавшаяся ещё Британская Севернорусская эскадра (British North Russia Squadron), главная база которой располагалась в Иоканьге, бухте Баренцева моря332. Но согласно британским источникам, это военно-морское формирование было создано всё-таки в 1917 году, после Фев­ ральской революции, в связи с озабоченностью союзников положением России, её способностью продолжать войну, для укрепления позиций на Севере и охра­ ны арктической морской коммуникации333. В марте 1916 года по соглашению с Великобританией Белое море и вход в него, а также воды Северного Ледовитого океана в пределах 12-мильной бе­ реговой зоны, были объявлены запретными. С начала 1916 года развернулось формирование отряда русских судов обороны Кольского залива, в состав кото­ рого вошли вспомогательный крейсер «Василий Великий», пришедший сюда зимой, а также другие находившиеся здесь суда. В начале июня в Иоканьгу прибыл английский отряд судов в составе крей­ серов «Ифигения» и «Интрепид», 3 вооруженных пароходов, 16 тральщиков и нескольких транспортов. Одновременно в Архангельск пришла яхта «Сальва­ тор», на которой коммодор Кемп поднял свой флаг. Ввиду плохой связи с Ио- каньгой и для непосредственного командования английскими судами этой ба­ зы командир крейсера «Интрепид» Вильямс (Гвоткин-Вильямс) получил зва­ ние старшего морского начальника334. 105

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz