Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

В рассматриваемый период сохранился своеобразный статус-кво в борьбе воюющих группировок за Скандинавские страны. Они сохранили свой ней­ тралитет, и война не распространилась на северную часть европейского кон­ тинента. Особое место в германских планах в Северной Европе занимала Финлян­ дия. Политика её «революционизирования» и поддержки финского «активиз­ ма» занимала важное место в германской стратегии войны. В Германии были созданы курсы для подготовки финских военных специалистов и сформирован финский егерский батальон. Руководители финских сепаратистов, ориенти­ ровавшихся на Германию, из финского бюро в Берлине - Р. Эрих, С. Сарио и другие пропагандировали создание с её помощью самостоятельного финского государства. В воззваниях к германскому руководству они призывали начать военные операции в Финляндии и использовать её территорию для боевых действий против Петрограда и Русского Севера, выдвигали идеи «северного моста», который связал бы Германию через Финляндию и Карелию с Аркти­ кой. Это, в свою очередь, означало и прямую угрозу для арктической морской коммуникации, связывавшей Россию и союзников по Антанте328. 1916 год характеризовался возрастанием роли Русского Севера и арктиче­ ского морского пространства в войне, обострением военного противоборства в северных морских водах и усилением английского влияния здесь и в регионе в целом. Для решения комплекса вопросов транспортировки грузов и охраны мор­ ских сообщений 5 апреля 1916 года был подписан меморандум об англо-рос­ сийском соглашении между представителями России и Главного морского штаба Великобритании об организации перевозок боеприпасов Россию. В со­ ответствии с ним британцы должны были поставить в Россию в общей слож­ ности 500 тысяч тонн боеприпасов (а также 800 тысяч тонн угля), французы - 300 тысяч тонн и США - 250 тысяч тонн. Перевозки из Великобритании и Франции осуществлялись арктическим путем, по Белому морю. Часть грузов шла в Архангельск, а часть - в Сороку, порт, который был соединён в конце 1915 года железнодорожной линией с Петрозаводском и стал использоваться для приёма пароходов. За зиму 1915/16 года был построен и глубоководный причал в Кольском заливе. С сентября 1916 года, когда строящаяся Мурман­ ская железная дорога дошла до Кеми, этот порт реконструируется и также ис­ пользуется для приёма морских грузов. Для осуществления товарных перевозок, в соответствии с указанным до­ кументом, в качестве ассистентов русских военных комендантов в Архангель­ ске и Сороке привлекались английские морские офицеры, а в Котласе и Во­ логде - английские сухопутные офицеры. Представители британского ВМФ направлялись в порт Архангельска и Сороки для осуществления контроля над коммерческими перевозками. Под английский контроль российскими ведом­ ствами передавалась значительная часть суверенных прав и полномочий для достижения более налаженной координации в вопросах транспорта и движе­ ния товаров329. 26 апреля 1916 года было заключено соглашение между правительства­ ми Великобритании и России «О необходимых мерах для обеспечения пере­ возки военных грузов в Россию». Согласно этому соглашению, англий­ ское правительство обещало к маю 1917 года перевезти в порты Белого моря 2,2 млн. т. грузов из 2,6 млн. т., запланированных царским правительством. 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz