Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
75-мм орудий. Здесь же создали наблюдательные посты и морской гарнизон из 150 человек322. Формирование совместной межсоюзнической системы обороны северных вод под командованием англичан было омрачено в октябре 1915 года подрывом на мине в Белом море английского вспомогательного крейсера «Арланза», на котором следовал в Англию начальник Морского Генштаба России вице-адми- рал А.И. Русин с двумя сопровождавшими его лицами и грузом платины для оплаты военных поставок союзников. Они, впрочем, не пострадали, а крейсер был приведён в Иоканьгу. Но в ходе спасательной операции погиб британский тральщик. В целом же, в 1915 году на северных трассах подорвалось 10 паро ходов, 2 парусных судна, в том числе 10 - погибли, и 2 английских военных корабля. По другим данным, погибли и 5 тральщиков, хотя и без потери в лич ном составе323. Отвлечёмся от событий на северном военно-морском театре для того, чтобы дать краткую характеристику событий в области перестройки эконо мики Севера и на североевропейском политико-дипломатическом театре в 1914-1915 годах. В области экономического развития центральное место по- прежнему занимали работы по реконструкции Архангельского порта и всей его инфраструктуры. Выделялись большие средства для его переоборудова ния и оснащения современной, в том числе зарубежной техникой из союзных стран. Работа в порту хорошо оплачивалась и была привлекательной для ши роких категорий населения, в том числе прибывших прибалтийских рабочих, а также для жителей Архангельска и окрестностей. Для улучшения транспортировки грузов в центр страны в мае 1915 года началась перестройка и строительство широкой колеи на линии Вологда-Ар- хангельск, где ранее пролегала узкоколейная дорога. 18 января 1916 года отк рылось движение поездов по широкому пути. В результате пропускная способ ность этой железной дороги увеличилась в 5 раз. Она могла пропускать в сутки 300 гружёных вагонов, а при условии использования более мощных парово зов - до 520 вагонов324. Незадолго до начала Первой мировой войны началось строительство уси лиями учреждённого Акционерного общества Олонецкой железной дороги магистрали от Петрограда до Петрозаводска (точнее - Званка-Петрозаводск). В условиях военного времени с целью ускорения строительства к ней подклю чилось и государство. Была поставлена задача открытия временного движения по этой магистрали не позднее конца 1915 года325. Это было обусловлено тем, что в условиях войны становится очевидной необходимость срочной реализа ции давнего проекта строительства железной дороги на Мурман, к незамерза ющим водам Кольского залива. В результате 30 декабря 1914 года Совет мини стров принял решение срочно строить за казённый счет железную дорогу на Мурман, где начались работы по устройству глубоководного порта. Было создано строительное управление Мурманской железной дороги («Мурманстройка») во главе с инженером В.В. Горячковским. Дорога строи лась одновременно на трех участках: Петроград-Петрозаводск; Петрозаводск- Сорока и Сорока-Мурманское побережье. К концу декабря 1915 года первый участок, или, иначе говоря, акционерная Олонецкая железная дорога, стро ившаяся в условиях войны фактически на началах частно-государственного партнерства, была готова к открытию временной эксплуатации. Одновремен но дискутировался и вопрос о конечной точке этой железной дороги. Рассмат 102
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz