Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
В ходе операций по тралению мин стало очевидно, что они ставятся либо приходящими сюда подводными лодками, либо другими судами. После гибели у Лофотенских островов английского вспомогательного крейсера после атаки немецкой подводной лодки английское командование отправило в район нор вежских фьордов и к острову Медвежий отряд кораблей в составе вспомога тельного крейсера «Колумбелла», канонерской лодки и двух тральщиков. Но поиски возможной немецкой военной базы не дали результатов. Тем временем английское военное присутствие в российских северных во дах усиливалось. 10 сентября 1915 года посол России в Лондоне А.К. Бенкен дорф направил телеграмму в МИД России об экспедиции британского крей сера «Ифигения» на Север России для борьбы с минами3'5. В начале октября 1915 года этот крейсер, которым командовал кэптен Т.У. Кемп, прибыл в Ар хангельск. По соглашению с русским Морским Генштабом он должен был вступить в командование всеми союзными морскими силами и отвечать за благополучное плавание судов в Белом море и в океане, до зоны блокады английского флота. Русская партия траления, оставаясь в административно-хозяйственном отноше нии в подчинении Главноначальствующего, в оперативном отношении должна была подчиняться Кемпу. Договорённость о передаче всей службы траления под его начальство была достигнута в ходе личной встречи и переговоров анг лийского посла Дж. У. Бьюкенена и морского министра И.К. Григоровича316. Спустя несколько дней после прибытия в Архангельск английский крейсер «Ифигения» отбыл в Иоканьгу, где состоялось совещание между Кемпом, Ви- корстом и Берни по поводу дальнейших действий. После этого Кемп вернулся в Архангельск, место, которое было признано наиболее удобным для поддер жания постоянной связи с русским командованием317. Так, в 1915 году нара батывался первый опыт взаимодействия сил союзников на русском Северном морском театре. В дальнейшем Томас Уэбстер Кемп становится одной из ключевых фигур в организации обороны морских рубежей Русского Севера в период Мировой войны. К моменту прибытия на Север ему исполнилось 49 лет, и он имел боль шой военно-морской опыт. С 1880 года он служил на военных судах британско го Адмиралтейства, в том числе в Китае, Индии, в Персидском заливе. Звание кэптена ему было присвоено в 1905 году, и он командовал в дальнейшем рядом английских крейсеров. 10 июня 1916 года Кемп будет назначен коммодором второго класса и старшим британским морским начальником в Архангельске. 14 октября того же года Кемп получил назначение на прибывший на Север ан глийский крейсер «Виндиктив» и снова как коммодор второго ранга и старший морской начальник Белого моря. 17 апреля 1917 года он был произведен в чин контр-адмирала318и становится в дальнейшем одним из главных организаторов военной интервенции на Севере России. На Русском Севере он будет находить ся до конца интервенции Антанты в 1919 года. В 1915 году на Русском Севере впервые была опробована тактика конвой ной проводки судов, когда в Горле Белого моря пароходы следовали за траль щиками319. В октябре - начале ноября 1915 года происходит обмен письмами между министром иностранных дел России С.Д. Сазоновым и русским послом в Лон доне А.К. Бенкендорфом. Министр писал о том, что Морское ведомство России возбудило вопрос перед английским Адмиралтейством о выделении известно 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz