Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

ликта с нейтральными Скандинавскими странами, ибо, с одной стороны, опа­ салась их перехода на сторону Германии, а, с другой, надеялась удовлетворить с их помощью собственные потребности. Осенью 1914 года германский Морской штаб, получив информацию о транспортировке грузов странами Антанты через Арктику в Архангельск, ре­ шил направить в Северный Ледовитый океан вспомогательный крейсер «Бер­ лин». В конце октября он вышел из Германии, подошёл к Лофотенским остро­ вам и до 9 ноября крейсировал севернее их, доходя до меридиана Кольского за­ лива, пытался задержать пароход у Вардё. Но непрерывные шторма и длинные тёмные ночи заставили этот крейсер уйти. В январе 1915 года в Александровск прибыли два английских судна, и за две недели был проложен подводный телеграфный кабель, связавший Россию и Англию. В Кольском заливе зимовали союзные транспорты, задержанные ледоставом, и была создана стационарная служба, осуществлявшаяся англий­ ским линкором «Юпитер». 5 февраля 1915 года он в сопровождении ледокола «Канада» пришёл в Архангельск. В ходе переговоров с англичанами о предстоящей летней навигации рус­ ский Морской Генштаб высказал предположение о возможности минирования немцами арктической морской трассы. Считалось, что Россия не в состоянии создать здесь русскую партию траления, и обратились за помощью к англича­ нам. Те отнеслись скептически к возможности установления немцами минных заграждений у северных русских берегов, но после повторной просьбы русских выразили готовность направить в случае необходимости сюда отряд в шесть тральщиков с Северного моря. Как показало время, Морской Генштаб России оказался прав в своих предположениях. В начале июне 1915 года в северных русских водах появился германский вспомогательный крейсер «Метеор», который в течение двух суток поставил минные поля (10 минных банок и 285 мин) на протяжении около ста миль между мысом Святой Нос и Сосновцом, которые перегородили шесть наибо­ лее вероятных курсов кораблей. Эта операция прошла скрытно и не была во­ время обнаружена. В результате взорвались несколько судов (русские, англий­ ские, норвежское). Русские власти обратились к англичанам и с некоторым опозданием, в начале июля 1915 года в Белое море прибыл отряд английских тральщиков (в составе, по одним данным, шести, а по другим, - восьми судов - 6 тральщиков и 2 транспортов) во главе с коммандером Л. Берни313. Они при­ ступили к тралению вод и снятию мин, но вскоре стало очевидно, что этого числа судов недостаточно, и необходимо подкрепление. Но англичане отказали в этом, и русское командование срочно приступило к созданию русской партии траления. Это необходимо было делать срочно, ибо англичане не справлялись с поставленной задачей и гибли мирные суда. Были мобилизованы все мелкие паровые суда, а также приобретены не­ сколько английских и норвежских судов. В результате созданную на Севере в августе 1915 года Партию траления возглавил капитан I ранга Н.Э. Викорст. Она приступила к действиям с начала сентября. В том же году число судов в этом отряде увеличилось до 18. По некоторым данным, у Викорста сразу же начались трения с англичанином Берни, который, по некоторым свидетель­ ствам, отличался крайне неуживчивым характером. Конфликт вышел на уро­ вень командования, и его удалось разрешить, предоставив обоим отрядам са­ мостоятельность, напрямую подчинив их начальнику охраны Белого моря314. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz