Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
и форсированной отправки различными видами транспорта в центр страны. Особенно напряженной стала первая военная зима, когда для транспортиров ки грузов широко использовался гужевой транспорт. О реализованных в годы войны масштабных проектах строительства и реконструкции железных дорог и использовании водных путей для доставки грузов из Архангельска в центр речь пойдёт впереди. Для увеличения длительности навигации в Белом море потребовалось срочное решение вопроса о направлении в Архангельск ледоколов. Осенью 1914 года Морской Генштаб России принимает решение о проведении меро приятий для формирования флотилии ледокольных судов с тем, чтобы прод лить навигацию в Белом море до 9-10 месяцев. Первый из ледоколов - «Эрл Грей», купленный в Канаде и названный «Канада», прибыл в октябре 1914 го да. В первую свою навигацию он провёл во льдах 146 грузовых судна, продлив навигацию на Белом море до начала января 1915 года. До 1917 года Россия закупила за границей 20 судов ледового класса (6 мор ских и 7 портовых ледоколов, 7 ледокольных пароходов). Создание ледокольно го флота России затянулось и продолжалось до конца Первой мировой войны. За время войны ледоколы провели в Архангельский порт около 300 судов, а в обратном направлении - 350311. Актуальной задачей с началом войны становится защита северных пор тов и морских коммуникаций от ударов противника. Своего военно-морского флота у России в северных водах не было, и здесь находилось лишь посыль ное судно «Бакан», пришедшее из Балтийского моря для охраны рыбных про мыслов. Перебросить сюда военные корабли с Балтийского моря в условиях войны было уже невозможно. Поэтому Морское министерство России обрати лось к правительству Великобритании с просьбой направить сюда английский крейсер «для защиты от возможных нападений германских крейсеров судов союзных и нейтральных наций». Начиная с августа 1914 года, английские крейсеры обследовали путь следования судов в Архангельский порт и из не го, происходили эпизодические посещения Белого моря двумя английскими военными судами. До лета 1915 года русские охраняли только подступы к Ар хангельскому порту. В связи с этим следует обратить внимание на принципиальный момент, связанный со стратегией ведения войны Антантой. Дело в том, что Великобри тания стала инициатором использования в войне против Германии экономиче ской блокады невиданных ранее масштабов. Её стратегия сводилась к дальней блокаде, к действиям на морских коммуникациях на большом удалении от во- енно-морских баз противника. Предполагалось закрыть для Германии выход из Северного моря в Атлантический океан, чтобы отрезать её от внешнего ми ра и разрушить её океанскую и морскую торговлю, что должно было, учиты вая её зависимость от внешних поставок, вызвать экономический, а значит и военный паралич. Англичане возлагали особые надежды на мощь своего Боль шого флота, значительно превосходившего германский, но упор делался не на прямую войну с ним, а на обеспечение эффективной экономической блокады Германии и на защиту своих морских транспортных коммуникаций312. Объявленная блокада должна была сопровождаться ограничением судоход ства и расширением мер контроля над морской торговлей нейтральных стран, чтобы предотвратить поставки ими грузов в Германию. Но в начале войны Ве ликобритания, принимая блокадные меры, стремилась избегать прямого конф 98
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz