Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).

Особое значение приобрела в условиях военного времени охрана Архан­ гельского порта, организацию которой в первые дни войны возглавил коман­ дир посыльного судна «Бакан», единственного вооруженного корабля в север­ ных водах, капитан II ранга С.М. Поливанов. На «Бакане» проводились сове­ щания в составе его командира, губернатора, начальников торгового порта, гарнизона, отдела пограничной стражи, таможни, директора маяков и лоции и полицмейстера. Принимаемые здесь решения имели важное значение для обо­ роны, обеспечения функционирования порта и поставки грузов. Вопросы взаи­ модействия разных организаций решались утверждённой товарищем морского министра межведомственной комиссией под председательством старшего мор­ ского начальника в Архангельске309. 7 августа 1914 года на эту должность был назначен капитан I ранга В.Я. Ивановский, командированный сюда из Петрограда Морским мини­ стерством, которому за успешные действия было присвоено звание контр- адмирала, а Поливанов становится его помощником. Эти два офицера сделали многое для обороны Архангельска и охраны водного района местного порта, который приобрёл стратегическую значимость для России. Ивановскому были подчинены чины морского ведомства и на него была возложена охрана водного района Архангельского порта, а так же организация приёмки и отправки воен­ ных грузов через этот порт. Дело в том, что с блокированием в условиях начавшейся войны Балтийско­ го, а затем и Черного моря, проливов Босфор и Дарданеллы, Архангельск ока­ зался единственным российским портом, который мог принимать грузы союз­ ников по Антанте. Это снабжение приобретало судьбоносное для России зна­ чение. Отсюда направлялись и необходимые грузы им. Морская трасса между Архангельском и странами Антанты стала важнейшей стратегической комму­ никацией союзников. Для приёма грузов в Архангельске с конца лета - осени 1914 года следова­ ло осуществить масштабный комплекс работ. Во-первых, предстояла корен­ ная реорганизация и реконструкция Архангельского порта и преобразование его из преимущественно экспортного в импортный. Во-вторых, следовало ор­ ганизовать погрузочно-разгрузочные работы и отправку грузов в центр стра­ ны. В-третьих, предстояло наладить охрану порта и подходов к нему. И, нако­ нец, в-четвертых, следовало обеспечить безопасность мореплавания, охрану морских путей и патрулирование северных морских вод (Белого и Баренцева морей). Уже в сентябре - октябре 1914 года, во время пика первой военной нави­ гации, в Архангельский порт было доставлено невиданное ранее количество грузов - 540 тыс. тонн310. Большую часть поставок составлял каменный уголь, а остальное - грузы для армии и оборонной промышленности и нужд потреби­ тельского рынка. Осенью в порту были проведены работы по увеличению чис­ ла пристаней и причалов, что позволило одновременно разгружать до 50 океан­ ских пароходов. Затягивание войны в дальнейшем заставило создавать уже не временные пристани, а рассчитанные на длительную эксплуатацию. Создаются и оборудуются крупные портовые районы в Бакарице и на Эко­ номии. Последняя развивается как аванпорт Архангельска, а в зимний пери­ од для приёма грузов используется и остров Мудьюг, расположенный в Белом море и ставший, по существу, зимним аванпортом. Решаются вопросы склади­ рования грузов в Архангельске, создаётся инфраструктура их перевозки здесь 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz