Голдин, В. И. Север России на пути к Гражданской войне: попытка реформ. Революции. Международная интервенция. 1900 - лето 1918 : монография / В. И. Голдин ; Ассоц. исследователей Граждан. войны в России, Сев.-Зап. секция Науч. совета РАН по истории социал. реформ, движений и революций. - Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2018. - 619 с., [8] л. ил., портр. - (Русский Север в эпоху великих потрясений: 1900-1920 ; т. 1).
на эту должность был назначен представитель Морского министерства вице- адмирал А.П. Угрюмов, с осени 1914 года курировавший в Морском Геншта бе организацию перегрузочных операций через Архангельский порт. Сейчас, прибыв в Архангельск, он должен был непосредственно заниматься этим. Ему подчинялись и Флотилия Северного Ледовитого океана, приказ о формирова нии которой был издан морским министром 6 июля 1916 года, и которую пред стояло создавать. Об этом ещё пойдет речь в дальнейшем. Главнач должен был подчиняться не только морскому, но и военному министру. Прибыв в Архангельске, Угрюмов оказался в сложном положении, ибо от вечал за самые разные сферы деятельности. У него происходили конфликты с Военным министерством. Он должен был номинально управлять и военными силами Антанты, появившимися на Севере, но ситуация развивалась по ино му сценарию. 21 июня 1916 года Архангельский район, находившийся ранее в прямом подчинении военного министра, был переподчинен Морскому мини стерству. Архангельский порт не справлялся с транспортировкой огромных объёмов направляемых сюда грузов, поэтому в июле 1916 года была введена должность помощника Главнача по технической части, в ведение которого бы ли переданы особые полномочия по организации водных перевозок по Север ной Двине и вопросы управления портами и перевозки грузов. Угрюмов занимал должность главноначальствующего до 10 ноября 1916 го да, когда в соответствии с приказом морского министра состоялась ротация, и он был назначен председателем Совещания по морским перевозкам, а его предшественник в этом качестве вице-адмирал Л.Ф. Корвин (Л.Б. Кербер) за нял посты главноначальствующего и командующего Флотилией Северного Ле довитого океана. Негативное и подозрительное отношение к немецким фами лиям в годы войны привело к тому, что в конце октября 1916 года балтийский немец, выходец из духовно-аристократического рода и уже известный русский флотоводец Людвиг Бернгардович Кербер стал по высочайшему указу име новаться Львом Фёдоровичем Корвиным. Возглавляя до назначения на Север Совещание по морским перевозкам, он тесно сотрудничал с представителями Антанты и пользовался их доверием. Осенью 1916 года он находился в Лондо не и даже удостоился там аудиенции короля Георга V в Букингемском двор це. Вернувшись в России, он направился в Архангельск и занимал указанные должности до Февральской революции. В годы войны разворачивается инфраструктура обороны Кольского залива и Мурмана, роль и значение которых стремительно возрастают в связи с функ ционированием морской трассы, связывавшей союзников по Антанте, транс портировкой грузов, созданием здесь крупного порта и морской базы, строи тельством и пуском в эксплуатацию Мурманской железной дороги. Развертывание военной инфраструктуры на Мурмане в годы войны, созда ние отряда судов обороны Кольского залива, строительство военного и торго вого порта и инфраструктуры привело к тому, что 1 июля 1916 года при Мор ском Генштабе было создано Управление Беломорским и Мурманским райо ном. В ноябре 1916 года на Мурман прибыл крейсер «Варяг», на борту которого находился контр-адмирал А.И. Бестужев-Рюмин, назначенный начальником Кольского района и Отряда судов Кольского залива. Он отвечал за управле ние портами на Мурмане и деятельность транспортных путей здесь, а также за охрану водного района и подходов к нему. Подробнее об этом пойдёт речь в дальнейшем. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz