Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

гражданской войны в России и недопущения её повторения сегодня. Предметом нашего исследования является анализ новейшей отечественной и зарубежной историографии гражданской войны в России, характеристика новых подходов к её изучению и плодотворность попыток новой концептуализации этого сложнейшего феномена российской и мировой истории. Автор стремился максимально широко и объёмно представить видения и размышления современных историков (для адекватности передачи активно прибегая к цитированию), придерживающихся разных взглядов и убеждений, раскрыть дискуссии как по общим, концептуальным, так и частным проблемам, оценить их плодотворность и результативность. Используя термин «новейшая» или «современная» историография, автор имеет в виду исследования второй половины 80-х—90-х годов. Глубокие и масштабные перемены, происшедшие в эти годы в нашей стране и в международных отношениях, конец эпохи «холодной войны» стимулировали интенсивное переосмысление всей советской истории, начиная с её начальных страниц — эпохи революции и гражданской войны. Активный обмен мнениями, острые дискуссии на многочисленных российских и международных научных конференциях, введение в оборот широкого комплекса новых источников, поиск новых теоретических и методологических подходов — всё это способствовало активному приращению новых знаний, появлению большого количества монографий, сборников статей и материалов, различного рода публикаций по истории гражданской войны в России. На смену традиционной многолетней конфронтации советской и зарубежной историографии приходит заинтересованный диалог. Во главу угла ставятся не только и не столько политические и идеологические симпатии и антипатии авторов, которые, разумеется, сохраняются, сколько глубина аргументации, степень знания и осмысления разнообразных и в том числе вводимых в оборот новых источников, теоретико­ методологические подходы, стимулирующие новое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz