Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

ещё большей жестокостью. Насилие, реквизиции и погромы, стремление «вволю погулять» были характерны для многих повстанческих выступлений. Нередко крестьянское повстанческое движение в годы гражданской войны именуется «зелёным» и квалифицируется как «третья сила». Впрочем, последняя нередко ассоциируется с умеренными социалистами или с возглавляемыми ими правительствами и движениями летом —осенью 1918 года. Существуют и иные суждения. Например, М. Бернштам убеждён, что народное повстанчество и народное сопротивление эпохи гражданской войны нельзя отождествлять с «зелёным» движением или именовать их «третьей силой», относя последние в историческом смысле к прокоммунистическим силам. «Зелёные» Черноморья и Украины сражались, по его мнению, прежде всего против белых и национальной России, но лишь частично и прерывно против красных. Тамбовское повстанческое движение он считал массовым крестьянским сопротивлением социализму, консервативным и глубоко религиозным и не имеющим ничего общего с «зеленым» движением, кроме внешнего сходства всякого повстанчества27. Но подобные суждения являются весьма спорными. Существуют различные подходы и попытки исторических аналогий и сопоставлений. Обратим внимание, например, на исследования. А. В. Шубина, изучающего махновское движение как анархистский социальный эксперимент в сравнении с аналогичным опытом гражданской войны в Испании. В 2000 году им была защищена докторская диссертация в Институте всеобщей истории РАН, посвящённая этой теме28. И вновь обратимся к вопросу: Почему устояли большевики против мощного крестьянского движения в годы гражданской войны? В. В. Кабанов даёт этому следующие объяснения: 1) ориентация крестьян на соблюдение традиционного подчинения власти (власть и есть власть, какова бы она не была); 2) авторитет личного дара вождя (М. Вебер), присущий Ленину и Троцкому; 3) «чары революции» и надежды на «светлое» будущее советской власти; новая власть способствовала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz