Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

(свобода хозяйственной деятельности и торговли, восстановление гражданских свобод, демобилизация и денационализация промышленности, «Советы без коммунистов» и др.). Даже после подавления основных очагов восстания к лету 1921 года борьба с отдельными отрядами продолжалась до конца года. Погибло не менее 10 тысяч партийных и советских работников, членов их семей, бойцов Красной армии. С другой стороны, были убиты, искалечены, потеряли кров и имущество десятки тысяч крестьян26. Крестьянское повстанческое движение периода гражданской войны, особенно такие массовые и длившиеся в течение нескольких лет его проявления, как «антоновщина» и «махновщина», — глубоко противоречивое историческое явление с существенно менявшейся на разных этапах борьбы, то расширявшейся, а то сужавшейся социальной базой. Оно как в фокусе отражало противоречивое отношение крестьян к советской власти. Махновцы, например, трижды заключали военные соглашения с советским командованием о совместной борьбе с белогвардейцами, но вслед за этим вновь сталкивались между собой в жестоком противоборстве. Крестьяне-повстанцы стремились выразить и с оружием в руках отстоять свою, особую правду и интересы. Их действия являлось и реакцией на политику принуждения и насилия со стороны как советских, так и антисоветских государственных органов, их спецслужб и вооружённых сил. Эти движения раздирались противоречиями, отражавшими природу крестьянства, его неоднородный социальный состав. В них уживались коммунистические уравнительные представления о справедливости, ненависть к господствующим классам, недоверие к городу и государственной власти и её способности понять и выразить в своей политике крестьянские интересы. Повстанческое крестьянское движение эпохи гражданской войны и его лидеров не следует идеализировать и романтизировать, как нередко происходит сегодня. Им чужды были идеалы гуманизма. На силу они отвечали силой, а на жестокость нередко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz