Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

гражданских войн» активно изучается и западными историками21. В отечественной и зарубежной литературе исследуются социальная база повстанческих движений, политико-идеологические программы, особенности организации войск и ведения вооружённой борьбы и другие аспекты. В целом же, об устойчивом интересе к этой тематике говорит тот факт, что, например, в составленном А. А. Соболевой библиографическом указателе, посвящённом восстанию в Тамбовской губернии в 1920—1921 годах, содержится 785 наименований работ. В рамках уже упоминавшегося проекта «Крестьянская революция в России 1902—1922» планируется издание серии документальных публикаций по крестьянскому движению в Советской России в 1918 году и повстанческому движению в Среднем Поволжье в 1919—1922 годах. В связи с особым интересом к крестьянским выступлениям на территории Советской России внимательно изучается (в хронологическом и региональном разрезе) комплекс причин и обстоятельств, вызывавших их (а также требования выдвигаемые повстанцами): чрезвычайная продовольственная политика, трудовые повинности, мобилизации в Красную армию, протесты против запрета свободной торговли, преследований церкви и религии и др. «Традиционное крестьянское недоверчиво­ подозрительное отношение к власти, к городу, накапливавшееся веками общественного разделения труда, переросло в глухую ярость, как только возникла опасность разрушения военно-коммунистической идеологией и политикой привычного крестьянского уклада», — к такому выводу, в частности, пришли С. А. Есиков и Л. Г. Протасов, исследовавшие «антоновщину»22. М. Бернштам попытался выявить взаимосвязь повстанческого крестьянского движения и церковного сопротивления советской власти, утверждая, что в целом по России крестьянское повстанчество возникло на религиозной основе, на православном движении тихоновской ориентации и явилось последствием воззвания патриарха Тихона в январе 1918 года. «Слитое

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz