Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

драматичную эпоху российской истории, а впоследствии и исследователей, стремившихся разобраться в логике российского развития рассматриваемой эпохи, являлись попытки провести аналогии между Великой французской и российской революциями14, выделяя в ускоренном развитии последней рубежи, соответствовавшие 1789, 1792 и 1793 годам во Франции. Сопоставление событий 1793 года и якобинской диктатуры с действиями большевиков и красным террором давало основание предположить, что за этим последуют русский термидор и брюмер. Одним из последних к этой теме обратился Д. Шлапентох в изданной в 1999 году книге «Контрреволюция в революции. Образы Термидора и Наполеона во время Русской революции и гражданской войны». Исследуя эту интересную тему, сопоставляя две великие революции и логику их развития, примеряя образ Наполеона к ряду русских политиков, автор пришёл к выводу, что радикализм русской революции не позволил восторжествовать в ней термидору и брюмеру. Иллюзией оказались утверждения об универсальности опыта французской революции. Т. Кондратьева в вышедшей несколькими годами раньше книге «Большевики-якобинцы и призрак термидора» пришла к выводу о полезности использования подобного сравнительного метода, но указала, что он заводит в тупик15. Добавим, что в современной литературе имеет место использование образа термидора применительно к событиям 1929 года и августа 1991 года в России. В последние годы как в отечественной, так и в зарубежной историографии усилилась тенденция осмысления российской гражданской войны не как обособленного явления, но посредством сопоставления его с гражданскими войнами разных эпох, стран и народов16. Американский историк Р. Даниэле в статье «Гражданская война в России в свете сравнительной истории революций» высказал убеждение, что такой подход позволит рассматривать её «не как уникальное событие, героическое или позорное, но как историческое явление с многочисленными примерными параллелями в других странах, в другие времена и увидеть гражданскую

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz