Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

ГЛАВА 3 В ПОИСКАХ ЦЕЛОСТНОГО ПОНИМАНИЯ ИЛИ НОВАЯ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ Такое явление, как гражданская война, давно известно мировой истории, и понимание её как войны между гражданами одного общества и государства мало проясняет сущность и природу развивающихся процессов. В дискуссиях последних лет в российской публицистике, политической и исторической литературе нередко звучали предложения о том, что с целью стимулирования более глубокого понимания российской гражданской войны необходимо сравнить её с гражданскими войнами других стран и эпох в мировой и европейской истории, провести исторические параллели1. Подобные сопоставления, несомненно, интересны и небесполезны. Но каждая гражданская война — в каждом обществе и на определённом историческом этапе — имеет присущее только её своеобразие, военные, политические, социальные и другие характеристики. Советская историография руководствовалась принципиальными ленинскими суждениями и оценками, в основе которых лежало классовое понимание гражданской войны. Из работы в работу переходило цитирование ставшего классическим ленинского определения из его статьи «Русская революция и гражданская война. Пугают гражданской войной»: «Гражданская война есть наиболее острая форма классовой борьбы, когда ряд столкновений и битв экономических и политических, повторяясь, накапливаясь, расширяясь, заостряясь, доходит до превращения этих столкновений в борьбу с оружием в руках одного класса против другого класса»2. В российской историографии во второй половине 80-х годов стала открыто выражаться неудовлетворённость сведением сущности гражданской войны в России к классовому содержанию и рассмотрению с классовых позиций, а в военно-политическом отношении — к видению и изучению её лишь как войны красных и белых. При этом ряд авторов вообще отрицал значимость и полезность классового подхода, другие оговаривались, что этого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz