Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

террор, голод и страдания, «военный коммунизм» с его «завинчиванием гаек» в социально-экономической жизни страны, централизация и бюрократизация с процессами культурного творчества масс и реального созидания новых социально-экономических отношений, выстраиванием новых культурных коммуникаций в обществе. Отметим в связи с этим изданную в 1993 году интересную монографию Дж. фон Гелдерна «Большевистские фестивали 1917—1920»133. По мнению автора, они являлись отражением общереволюционных традиций, ведущих свою историю с Великой Французской революции, и в то же время были частью новой большевистской политической культуры, формой особых взаимоотношений с народом, проявлением отрицания религиозных и иных праздников старой эпохи, средством формирования новых культурных коммуникаций в обществе. Большой интерес российских и зарубежных исследователей в последние годы привлекает тема Пролеткульта (Союза пролетарских культурно- просветительных организаций) — сложного и противоречивого феномена рассматриваемой эпохи134. «Будущий историк нашего времени, — пророчески писал известный публицист и критик В. П. Полонский, — именно с главы о Пролеткульте начнёт ту часть своего изложения, которая будет трактовать о начале нового культурного движения»135. История Пролеткульта органично и неотъемлемо связана с такими дискуссионными проблемами и понятиями, как «пролетарская культура» и отношение к культурному наследию прошлого, традиционные и новые духовные ценности. Пролеткульт считал себя «культурно­ творческой классовой организацией пролетариата», своего рода «третьей силой», наиболее полно в отличие от партий и профсоюзов выражавшей и претворявшей в жизнь интересы рабочего класса в сфере культурного созидания. Кружки, студии и группы Пролеткульта рассматривались как своеобразные лаборатории культуры будущего. В 1920 году существовало более 300 губернских и уездных подразделений Пролеткульта. Его студии и кружки объединяли около полумиллиона рабочих,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz