Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

Ленина и Богданова, Андрианова приходит к выводу, что идеи последнего нашли своё претворение в программе культурной революции и воплощались на практике, в том числе при его непосредственном участии124. Тема взаимоотношений этих политиков и их взгляды на рассматриваемую проблему стали предметом изданной в Москве в 1998 году монографии Ю. П. Шарапова «Ленин и Богданов. От сотрудничества к противоборству». «Как быть с «культурной революцией», которая так самоубийственно отрицается сегодня и в публицистике и в искусствоведении?» — задалась вопросом историк Т. П. Коржихина. По её мнению, это произошло из-за того, что сам термин в зависимости от времени был наполнен различным содержанием. Если в первые годы революции под культурной революцией понимались ликвидация неграмотности и общий подъём уровня знаний народа, то в конце 20-х —начале 30-х годов это понятие означало «воинственное преодоление остатков «буржуазности» (старой, подлинной культуры, традиций и т. п.) с активной заменой всего этого материалистической революционной идеологией со строго выраженным коммунистическим содержанием»125. Изучение культурных процессов революционной эпохи вызывает большой интерес западных историков126 и прежде всего «ревизионистского» направления, которые активно исследуют как большевистское видение «культурной революции» и культурную политику советской власти — её замыслы и реальности, так и надежды, мечты, утопии и художественное творчество масс, что является важной частью осмысления революции «снизу». Размышляя на опыте революций различных эпох над соотношением понятий «культура» и «революция», П. Дьюкс в предисловии к одноимённому сборнику заметил, что эти понятия противоречат друг другу, ибо термин «культура» предполагает медленное движение, а «революция» — быстрое и внезапное. Возможно, предположил он, что их можно примирить, если мы примем концепт «длинной революции», но это предполагает всё-таки отображение этого процесса как более родственного эволюции127.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz