Голдин, В. И. Россия в гражданской войне. Очерки новейшей историографии : (вторая половина 1980-х - 90-е г.) / В. И. Голдин ; М-во образования Рос. Федерации, Помор. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. - Архангельск : Боргес, 2000. - 277 с. : портр.

процессы в обществе, отношение к культурному наследию предшествующей эпохи, нравственность и гуманизм, большевики и интеллигенция, отношение советской власти к религии и церкви и др. Диалектика понятий «политическая культура революции» и «революционная культура» и их воплощение в жизнь стало, например, предметом заинтересованного обсуждения на международном коллоквиуме в Санкт- Петербурге в 1993 году. В центре диалога оказались новая революционная символика и ритуалы, обряды, мифы, ценности, изменения в стиле и укладе жизни, особенности русской культурной революции и её место в истории культурных революций, влияние европейских революций (и прежде всего Великой Французской) на русскую культуру революционной эпохи121. Часть исследователей поставила под сомнение правомерность использования самого понятия - «культурная революция», исходя из внутренней несовместимости этих двух составляющих, предпочитая говорить о культурном строительстве или переустройстве, а нередко и характеризуя происходившее в годы революции и гражданской войны как культурный развал, анархию и регресс122. По мнению авторов книги «Культура и революция»: «Культурная революция являлась наглядным следствием большевистского нетерпения и очень слабого понимания природы и сути социокультурных процессов». А само понятие «культурная революция» сыграло роковую роль, ибо воспринималось как решительные и быстрые действия, штурм, атака. Но культура отторгала лихие «кавалерийские атаки». В итоге скромные достижения культурной революции сочетались с очень серьёзными доктринальными и организационными просчётами123. Предметом обсуждения становится и вопрос об авторстве теории культурной революции. По мнению Н. Ю. Андриановой, например, представляется спорным считать В. И. Ленина единственным или основным её автором. Она полагает, что одним из основных авторов теории культурной революции был А. А. Богданов, чьи работы по этой теме увидели свет ещё в конце XIX века. Анализируя общее и различия в подходах и понимании

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz